В этом многоквартирном доме соседствуют современное искусство и достояние 80−90-х. Сюда приходят взрослые, которые скучают по эпохе Советского Союза и молодежь, не заставшая тех времен. Сумерки, круг сидящих на холодной земле подростков, одинокий двор и крики: «Даша, быстрее, лезь выше!». Присоединяйтесь к походу старшеклассников на Пушкинскую-10.
После восьмого урока 10 журналистский класс 309 школы рванул в раздевалку. Шум, толкотня, шорох пакетов и нервное поглядывание на закат за окном. Скучные свитера летят в стороны, а из пакетов
появляется пестрая ткань. Ангелина натягивает
платье с геометрическими оранжевыми рисунками, Лиза ожерелье с ракушками. Ваня и Эвелина повязывают банданы, звенят цепями и скрипят своими кожанками. Спокойные и рассудительные гуманитарии превращаются в ярких и опьяненных жизнью хиппи и рокеров.
Оставив сменку в раздевалке (а кто-то с нею в руках), вываливаемся на улицу, начинаем друг друга пересчитывать. Где Ангелина? Дуся? Голосовые в чат, поиски пропавших, легкое волнение. Как только все находятся, бурлящая толпа подростков бежит к остановке. Влетаем в отъезжающий автобус. Душно. Выпрыгиваем и бежим даже на красный, сливаясь с тенями домов. Находим нужную арку. За ней — здание с необычным треугольным входом и двумя дверями — это Пушкинская-10.
«Трип»
начинается...
После восьмого урока 10 журналистский класс 309 школы рванул в раздевалку. Шум,
толкотня, шорох пакетов и нервное поглядывание на закат за окном. Скучные свитера летят в стороны,
а из пакетов появляется пестрая
ткань. Ангелина натягивает платье
с геометрическими оранжевыми рисунками, Лиза ожерелье с ракушками. Ваня и Эвелина повязывают банданы, звенят
цепями и скрипят своими
кожанками. Спокойные и рассудительные гуманитарии превращаются в ярких и
опьяненных жизнью хиппи
и рокеров.
По данным официального сайта — это один из старейших арт-центров города, который был основан в 1989 году художниками. Они не признавали смешения творчества и идеологии, но этого требовало государство. Поэтому их называли любителями, а выставки таких живописцев устраивали редко. Тогда они стали творить подпольно. Когда скрываться надоело, художники решили сквоттировать, то есть захватить для творческих целей пустующий дом в центре Петербурга.
В этом месте находится музей нонконформистского искусства, с заместителем директора которого, удалось поговорить. Елизавета Ординарцева рассказала, что в 90-е таких зданий по городу было достаточно, но художники в них не приживались – их попросту разгоняли. Из всех сквоттов устоять смогла только «Пушкинская-10». Новые жители отчаянно боролись за право остаться в доме. В эфире радио «Свобода» один из основателей арт-центра Сергей Ковальский шутил, что «Пушкинская-10» покидает состав Советского Союза и становится независимой территорией.


Tilda Publishing
В арт-центре считают, что если бы в тот момент художников выселили — это означало бы, что России свобода не нужна, а перестройка — пустые слова. В итоге в 1998 году власти решили пойти на компромисс, и захваченный для творчества дом превратился в легальный арт-центр, единственный на тот момент в Санкт-Петербурге. Поэтому получилось так, что всё современное искусство города взяло свое начало на «Пушкинской-10». Например, первый состав музея «Эрарта» собрали из бывших экспонатов арт-центра.
Сегодня здесь находится несколько галерей и примерно сорок мастерских художников и музыкантов. Выставки меняются каждые два месяца. Именно там мы фотографировались для первого выпуска газеты «Эпиграф».
Подбегаю, открываю дверь и держу ее для других. Все, как в детской игре, паровозиком забегают внутрь. Останавливаемся у девушки за стойкой. Молодая брюнетка будто немного пугается, увидев затекшую в здание массу людей. Нам раздают билеты, будто карты перед азартной игрой, каждый исчезает в чьих-то руках, едва попав на стол. Минуем проходную и попадаем на заветный двор.
Сваливаем вещи на какую-то лестницу. Так холодно, что изо рта летят белые клубы пара. Фотограф Даша уже делает первые пробные снимки. Съемка началась. Смех, выкрикивания идей, мурашки от холода и запах сырости. Вдруг появляется идея сесть вместе на землю. Кто-то бормочет про грязный асфальт, кто-то про холод, но все-таки рассаживаемся в круг. Сели. Тут Даша говорит, что недостаточно света, нужно расположиться левее. Еще левее. Еще. Наконец, устроились. Но оказывается, что теперь фотографу нужно залезть повыше, чтобы сделать снимок с нужного ракурса. С земли не вариант, так что приходится использовать лестницу, чтобы забраться повыше.
Еще выше.
На улице съемку закончили, подбираем заледеневшие пальто, сумки, идем на лестницу самого арт-центра. Оставляем верхнюю одежду и сумки раскиданными на подоконнике третьего этажа, а сами поднимаемся выше. На последнем, пятом, находим «свою локацию».
Здравствуйте, — к нам поднимается женщина, прищуриваясь и слегка улыбаясь — Хотела узнать, что это вы тут шумите. Не пишете на стенах?

— Нет, что вы! Мы фотографии делаем для школьной газеты.
— Понятно-понятно. Не надо писать, а то тут и так ходят, пишут всякое.
Оказалось, что это охранница.
Она рассказала о выставках, поинтересовалась, видели ли мы экспонаты в движении. По ее взгляду было видно, что ей очень хотелось показать их нам. Но мы, к сожалению, были заняты, так что мы пообещали, что посмотрим в следующий раз.






На часах уже почти 19:00. Все устали. Присели на ступеньки и стали смотреть получившиеся фотографии, кто-то даже полуприлег на подоконник с вещами. Посидели. Сделали еще пару снимков. Расходиться не хотелось вообще. Тем более, что на первом этаже только-только открылся потрясающий музей Битлз.
Но, похоже, уже в другой раз…
Вернёмся в конец XX века?

Помимо выставок современного искусства, на «Пушкинской-10» есть галереи, посвященные культуре, которая создавалась на разломе XX-XXI веков. Да, вроде всё это было недавно, но это тоже история, которую надо запечатлеть.

Музей Джона Леннона и Коли Васина
В арт-центре, гости могут зайти в единственный музей Битлз в России, который основал Коля Васин, большой фанат этой группы. Несколько лет назад Коли не стало, теперь в его мастерской о деле всей его жизни рассказывают друзья и знакомые. Когда я пришла туда впервые, меня удивило количество вещей в этой небольшой квадратной комнатке.
По словам настоятельницы музея, там находится более 11 000 экспонатов, относящихся к Битлз: пластинки, книги, плакаты, фигурки и многое другое.





Музей нонконформистского искусства
На «Пушкинской-10» есть большой и малый залы нонконформистского искусства. По словам Елизаветы Ориданрцевой, нонконформизм — широкий термин, который обозначает все неофициальное искусство в СССР. В советское время был один стиль — соцреализм. Но многие хотели заниматься разнопрофильным искусством. Поэтому их выставки были подпольными. Когда «Пушкинская-10» стала легальным арт-центром, то первым делом руководство создало музей нонконформистского искусства. Экспонаты этой выставки собирались стихийно, и в основном сейчас она пополняется подарками.
Нет закупочной комиссии, нет плановой формирования коллекции, музей обслуживает то, что само собой тут появилось.





«Мост через Стикс» Вадима Войнова
Вадим Войнов был специалистом по архитектуре Петровского времени и работал в музее истории Ленинграда, в частности обследовал расселенные дома. Он искал в них различные элементы декора, предметы быта, которые не имеют никакой антикварной стоимости, но при этом «рассказывают» историю России. Впоследствии, он начал составлять из них необычные коллажи. Они отличались тем, что в традиционном коллаже главное соединить внешний вид, он же компоновал вещи по их функциям.





Первый национальный музей рок-музыки
Я сама была в этом музее, поэтому мне удалось познакомится с Владимиром Рекшаном, лидером группы «Санкт-Петербург». Эта одна из самых старых рок-групп СССР. В этом месте собраны пластинки с подписями Юрия Шевчука, Бориса Гребенщикова, также множество фотографий плакатов и книг. Но самое интересное это то, что настоятель этого места сам лично знал всех знаменитых певцов и был на многих концертах вместе с ними. Этот человек — энциклопедия, которая расскажет многое о рок-культуре в Советском Союзе.
Первый национальный музей
рок-музыки

Я сама была в этом музее, поэтому мне удалось познакомится с Владимиром Рекшаном, лидером группы «Санкт-Петербург». Эта одна из самых старых рок-групп СССР. В этом месте собраны пластинки с подписями Юрия Шевчука, Бориса Гребенщикова, также множество фотографий плакатов и книг. Но самое интересное это то, что настоятель этого места сам лично знал всех знаменитых певцов и был на многих концертах вместе с ними. Этот человек — энциклопедия, которая расскажет многое о рок-культуре в Советском Союзе.

Разные люди о «Пушкинской-10»
«Впервые я попала на „Пушкинскую-10“ в 1999 году.
Где-то под самой крышей, над Киберпанкфеминклубом и репточкой группы „Аквариум“, было странное помещение. Там читали свои необычные стихи члены отделения Союза творческой молодежи. Мне казалось, что и мою лирику тоже обязательно нужно всем услышать. До сих пор помню какого-то рыжего юношу и его произведение: „И, навсегда забыв дорогу кровостока, осеннее вино стекало по клинку“. Тогда, в последний год прошлого века, ещё можно было курить совершенно везде, носить мятые плащи и считать написание стихов единственным нормальным делом. Ради этого стоило родиться в Питере»

Елена, 37 лет







«Есть свой шарм! Бабушки-смотрительницы живут в гармонии с неформальными хозяевами выставок, на каждом этаже инсталляции из стали, жести, подушек, стены вдоль и поперёк в надписях. А один особо вредный арт-объект на лестничной площадке чуть не выколол мне глаз куском проволоки, но я с ним справилась. Ещё удивила пустая комната с подвешенной на нити травой. Местами непонятно, местами странно — оттого всё больше и очаровываешься. Собираюсь вернуться и взять с собой маму, ей понравится»

 Ангелина, 16 лет
«Несмотря на свои 44, я попала на „Пушкинскую-10“ только в 2020 году. Это место вызвало у меня ностальгию о юности, когда в гости мы ходили не домой, а сидели большими компаниями в парадных, которые полностью исписывали цитатами из любимых песен. Там мы играли на гитарах, пели „Пластмассовый мир победил“, курили дешёвый „Беломор“. Эти лестницы и стены на полтора часа стали для меня машиной времени в ушедшую эпоху».

Анастасия, 44 года

«Я ничего не ожидал от „Пушкинской-10“, думал, что это будет что-то типа музея современного искусства „Артмуза“. Но оказалось, что это очень радикальное и необычное пространство. Первое впечатление было ужасающим: все пьют, запах неприятный, много мата. Но среди этой огромной коммуналки мы познакомились со смотрительницей выставки, которая рассказала много интересного об этом доме. Для меня „Пушкинская-10“ стала местом удивительных контрастов, оно грустное и исконно русское, как фильм режиссера Балабанова. Но даже в этой совершенно страшной обстановке рождается удивительное, яркое и самобытное искусство»

Никита, 17 лет
«Главная идея „Пушкинской-10“, наверное,
в балансе. Мы хотим сохранять наследие 80−90-х, но, несмотря на это, не останавливаться
в развитии: участвуем в международных мероприятиях, приглашаем в нашу резиденцию иностранных художников и постоянно творим. На  „Пушкинской-10" всё плохо с самоокупаемостью, это даёт нам оставаться территорией свободы, на которую так и не повлияли деньги. Нами не руководит рынок и мы делаем выставки не ради него. Неизвестно, что будет в будущем, но пока это место нужно, оно здесь есть».

—Елизавета Ординарцева (зам. директора музея нонконформистского искусства).
Елизавета
Нечаева
Корреспондент
Верстальщик
Эвелина Чепурко
Верстальщик
Елизавета Хотина
Корреспондент