На рубашку – сарафан,
на сарафан – пояс
Девушка XVII-XVIII века, собираясь на улицу, обязательно надевала 3-4 нижние юбки, навешивала бусы на шею, заплетала косу или покрывала голову платком. По-другому было нельзя: каждая деталь костюма имела определенное значение. Надежда Ярмула узнала у руководителя студии традиционного рукоделия дома культуры Анинского городского поселения Евгении Демидовой, из чего состоял женский русский народный костюм, как он менялся под влиянием современной моды и где сейчас можно научиться шить традиционный сарафан.
Скрытый элемент
Обувь, одежда, украшения, пояс и головной убор – основные элементы русского костюма. По мнению Евгении, ошибочно считать, что к традиционной одежде относились только сарафан и рубаха. Образ русской девушки складывался из вещей и деталей, которые не всегда были заметны посторонним. На ноги на вязаные чулки до колен обували туфельки.

Девушка обязательно надевала 3-4 нижние юбки, увеличивая объем бедер. В те времена ценилась дородность, поэтому чем тоньше была девушка, тем больше нижних юбок она носила. Широкие бедра означали, что она здоровая, крепкая и может работать и рожать детей, а также привлекали мужчин. Сверху надевали белую или красную рубашку, на рубашку – сарафан, на сарафан повязывали пояс. Пояс был обязательной частью костюма: беспоясный человек считался распущенным. На шею вешали многочисленные бусы. Девушка заплетала косу, вплетая в нее ленточки, женщина же покрывала голову платком или косынкой.
Различия в костюме зависели от региона. На юге (Тульская, Орловская, Воронежская, Рязанская губерния...) кроме сарафана носили еще и поневу – юбку из толстого холста, как правило черного цвета в широкую клетку. Чаще поневу делали распашной с разрезом [целое не сшитое полотно] и завязывали на кулиску – тоненький поясок. Только юбку носили жены и дочери однодворцев – бывших служивые казаков, которые прикрепились к земле. Одинаковой оставалась длина: и понева, и юбка, и сарафан были по щиколотку. В южных регионах девушка могла сшить изделие чуть покороче – до середины икры. Однако разглядеть голую женскую ножку мужчины все равно не смогли бы: на неприкрытую кожу повязывали онучи – белые портянки.
Это наш код: если девушка целомудренная, то она закрыта для посторонних мужчин. Она открывается только мужу.
Евгения Демидова
Осенью и весной поверх сарафана или рубашки надевали кабатушки и нарукавники. В более холодное время носили обжимки, приталенные жилетки с расклешенным низом, карсетки. Сверху надевали пальто, тулуп или шубу. Ноги от морозов защищали многочисленные юбки.

Спорным вопросом остается женское нижнее белье. Евгения считает, что девушки ходили без белья. Вместо него была первая нижняя юбка, которая считалась «грязной», и нижняя рубашка. Под более поздние сарафаны носили комбинации.
Обережная вышивка
Образ традиционного костюма связан с Мировым древом – распространенной мифологической моделью, согласно которой мир делится на нижний, средний и верхний. Нижний мир населен демонами и чертами; средний – людьми и животными; верхний – ангелами и Богами. Мифологическое строение мира повлияло и на внешний вид русского костюма. На одежде, в местах, где заканчивалась ткань и начиналась кожа, вышивали обережные круги: считалось, что они защищают человека от низших существ. Первый круг был по низу рубашки: в этом месте одежда соприкасалась с землей и не давала злым существам попасть на тело. Такие же круги делали на запястьях и на вороте.

Грудь для девушки была символом материнства: на шею надевали много украшений с крупными бусинами, которые отвлекали злых духов. Головной убор – единственный элемент костюма, который не защищал от нижнего мира, а связывал человека с верхним. Самой красивой частью женского головного убора было донце, которое прикрывало темечко, обращенное к Богу. Донце вышивали золотой нитью, украшали камнями, но вся красота часто скрывалась под платком и была не заметна для посельчан. Женщины старались украсить донце не для людей, а для Бога, смотрящего сверху.
Сарафанная мода
Большое влияние на формирование образа русского костюма оказали фильмы и мультфильмы. Но некоторые режиссеры добавляли в старинные образы новые детали. Евгения Демидова рассказала, в каких картинах наряды соответствовали настоящим.





Сестры Гордея и Любава из «Аленького цветочка» 1952 года носили распашные косоклинные сарафаны. Такой наряд шили из трех полотнищ ткани: спереди сарафан либо застегивали на пуговицы, либо украшали декоративной лентой. У средней сестры Любавы поверх сарафана надета обжимка – приталенная жилетка без рукавов.
Косоклинные сарафан с рукавами носила Василиса Прекрасная из мультфильм «Царевна-лягушка» 1954 года. Декоративные рукава пришивались к краю проймы со стороны спины. В холодную погоду их надевали, в другое время оставляли висеть или завязывали узлом сзади.
Сарафан Настеньки из фильма «Морозко» 1964 года нельзя назвать историческим – наряд сидит на девушке в обтяжку. Традиционные сарафан шились широкими и свободным, потому что женщины часто рожали детей и кормили грудью. Такой наряд был функциональным.
Приталенные сарафаны носили и жены богатырей, Настасья Филипповна и Аленушка, из мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица» 2010 года. Сарафан Любавы [на первом плане] не соответствует привычным для того времени цветам. Девушки шили наряд из красной или синей ткани, реже из зеленой.
Научиться шить русский сарафан и рубашку, плести пояс и украшать ленты для волос можно в доме культуры Аннинского городского поселения на занятиях традиционного рукоделия Евгении Демидовой. Присоединиться может любой желающий, занятия проходят каждую неделю бесплатно.
Автор: Надежда Ярмула
Фото: из личного архива Евгении Демидовой; кадры из мультфильмов «Аленький цветочек» (1952), «Царевна-лягушка» (1954), «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010); кадр из фильма «Морозко» (1964)