Знаете ли вы, что около 4% школьников в возрасте от 13 до 18 лет (а это 350 тысяч человек) России работают? Такой результат показал опрос «Школьники: ориентиры и ценности». С какой целью они на неё устраиваются, и как это сказывается на их дальнейшей жизни?
УХОДИТ ДЕТСТВО?
КОГДА
Задавались ли вы вопросом — как мы взрослеем? По законам нашей страны человек становится взрослым с наступлением 18 лет, но это чистая формальность. Ведь, когда люди достигают совершеннолетия, у них не появляется перед глазами пособие или инструкция жизни, понимание мира приходит только с опытом. Некоторые уже в 11 лет берут на себя большую ответственность, чем 18-летние.
Чтобы лучше разобраться в этой теме, нужно найти «взрослых детей», которым с ранних лет пришлось взять на себя внушительную ответственность. Процесс их взросления во многих случаях вынужденный. Примеры таких людей встречаются не так редко, как можно подумать.
ЕГО ДЕТСТВО ЗАКОНЧИЛОСЬ
НА ПОХОРОНАХ ОТЦА


Одна моя знакомая, Дарья, поделилась историей своего дяди — Бориса. Ему пришлось повзрослеть в 1998 году.

«Когда мой дедушка скончался, его семья осталась без единственного кормильца, и дяде пришлось пойти работать в 11 лет, совмещая работу со школой, чтобы как-то помочь своей матери обеспечить семью».
Бабушка была продавцом, а дядя подрабатывал в разных магазинах. Это были круглосуточные продуктовые, телемагазины, да и вообще все, куда брали. Там ему платили копейки, но даже это было хорошей финансовой помощью. Всё это время, начиная с 11 лет, он продолжал работать, и уже в 17 открыл свой первый магазин — продуктовый, а в 18 Борис решил продавать телевизоры, кондиционеры, телефоны и другую технику. Несмотря на юный возраст, всеми делами по обеспечению семьи занимался сам.
«Сегодня у него три магазина электроники, четыре квартиры, он обеспечивает всю семью и до сих пор поддерживает свою маму в финансовом плане. Этого человека я считаю примером для подражания».
Вот так обычный одиннадцатилетний мальчик вырос и очень быстро стал гордостью для всего семейства. Борис окончил школу, но не получил среднего профессионального или высшего образования. Когда он вспоминает о своём детстве, то говорит, что это были самые тяжёлые годы его жизни: как морально, так и физически.
Зарабатывая с малых лет, человек учит себя самостоятельности. У Алисы в дальнейшем было много подработок: кассир, уборщица, администратор, секретарь, мойщица посуды, промоутер, помощник тренера, а сейчас — тренер. Они дали ей большой опыт и, благодаря им, она росла и постепенно продвигалась.
«Трудилась я всегда по разным причинам: карманные деньги, получение опыта, где-то и финансовая помощь родителям».
Бывает и так, что подростку просто интересен сам опыт работы. Алиса, студентка факультета дошкольного образования, работала няней еще в 11 лет, при этом даже не подозревая, что в будущем вернется в эту сферу.
РЕБЁНОК, УХАЖИВАЮЩИЙ ЗА РЕБЁНКОМ
«Работать было не очень сложно: я сама была еще ребенком, поэтому эта деятельность была для меня, как поход к друзьям».
«Моё детство закончилось в 12-13 лет, я стала очень самостоятельной. Начала нести ответственность за свои поступки, понимать суть работы. Я не гуляла с друзьями, а училась, помогала дома, работала. В 13 лет у меня появилась младшая сестра. Я сразу смогла заботиться о ней, будто это мой ребенок. Родители спокойно оставляли её со мной на весь день и я справлялась без чьей-либо помощи».
Рано взрослеть — полезно?

Читая истории про подобных людей и дальше, мы понимаем, кто такие «взрослые дети». Но закончен ли у них этап взросления? На этот вопрос нам ответила Полина психолог по работе с подростками.

«Каждому человеку в жизни не просто так даётся пройти через определенные возрастные этапы. Когда их цикл нарушается, и в 14 лет подросток начинает работать и обеспечивать семью, вместо того, чтобы наслаждаться юностью, учиться в школе и заниматься спортом, то происходит незавершённый этап взросления. Можно сказать, что подросток платит тем, что тратит свои детские ресурсы не на развитие, а на адаптацию, подстройку к миру взрослых. В детском и юношеском возрасте мальчики и девочки попросту не готовы к подобной ответственности и грузу, который на них возлагают».


Эксперт считает, что в дальнейшей жизни человека ранний этап взросления оставит серьёзный отпечаток. Какой же?
«Не наигравшийся в детстве ребенок в будущем будет искать компенсации и стараться заглушить тоску (с помощью различных стимулирующих веществ). Такой человек с трудом будет разбираться в собственных чувствах, зато будет великолепно настроен на чувства окружающих (так как с детства у него была установка, что нужно быстрее взрослеть, искать работу, получать деньги и прочее). Есть большой шанс того, что человек останется ранимым на всю жизнь, так как за его плечами будет висеть неподъёмный груз обид, чувство детского горя и чувство тревоги».


По мнению Полины, будет хорошо, если человек заглянет внутрь себя, а потом на прием к психологу. Проработка детских травм очень важна для будущей жизни человека.

Какой он взрослый ребенок?


«Мне попадались на практике такие люди. Скажу честно они выглядят очень сильными и самоотверженными, но внутри очень слабые и беспомощные создания. Они не любят этот мир, не признают свою семью. Хотят поскорее снять этот груз ответственности и стать обычными людьми. Но сделать это им крайне сложно, так как в их голове сложился стереотип, что нужно всегда ставить на первое место окружающих, а затем уже себя», — говорит Полина.