Без бубнежа, но с мемами: как учат преподаватели нового поколения
Пандемия коронавируса заставила учителей кардинально перестроить работу: эффективность традиционных методов обучения в онлайне ставится под сомнение. Но есть те, кто начал практиковать нетипичное и дистанционное объяснение материала заранее.
Три преподавателя (один из них даже тиктокер!) рассказывают о линейности в общении с учениками, мемах в презентациях и особенностях современного поколения.
Валерия Минчичова,доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве РФ
Новые форматы, близкие студентам, просто необходимы. Я часто веду лекции и семинары в высшей школе и вижу, какой энтузиазм у современных студентов поколения Z вызывают задания в виде мемов, видео-роликов, ведения инстаграм-аккаунта. Для них этот формат понятен и близок, он вызывает здоровый интегральный интерес. Также студентам интересны и понятны форматы коротких видеороликов.
Геймификация контроля тоже позитивно воспринимается студентами. Создание тестов в Kahoot!, Google Docs, polleverywhere.сom, где можно настроить переходы между вопросами, автоматическую оценку знаний, момент соревновательности, разные типы тестов однозначно привлекает их и в целом повышает лояльность преподавателю и вузу.
Поколение Z уже не сможет воспринимать информацию в стандартном представлении, это особенности их сформировавшегося способа познания мира. Для них характерно частое переключение внимания, яркие образы, сопровождение видеорядом, геймификация. Ломать этот паттерн сложно и не нужно. На стыке потребностей и подходов преподавателей (поколения беби-бумеров, X и даже Y) и студентов – поколения Z появляются эффективные методики. От этого выигрывают все. Студенты учатся логике, формализации, концентрации, преподаватели – новым сервисам, программам, адаптации.
Андрей Анищенко, сооснователь онлайн-университета Skillbox
Процесс обучения всегда зависит от двух элементов — это, во-первых, мотивация учащегося, а во-вторых, качество и методология передачи контента, которая включает в себя и способы взаимодействия со студентами. Главные вызовы состоят в том, чтобы передать материал целиком, удержав при этом внимание пользователя, и добиться системного сочетания передачи и усвоения знаний и их отработки на практике — в противном случае образование превращается в просвещение.
Качественно передать контент могут абсолютно любые форматы: например, я до сих пор помню старые записи Фейнмановских лекций по физике (Ричард Фейнман — известный американский физик-теоретик), которые смотрел в студенческие годы, сейчас их можно посмотреть на Youtube. При этом нет сомнений, что новые форматы — скажем, запоминающиеся видео — способны существенно улучшить процесс усвоения материала. Так, документальные фильмы об экономике на Netflix или видео Дудя про Кремниевую долину отлично удерживают внимание зрителя на протяжении нескольких часов.
Образование должно использовать форматы той среды, в которой вы живете — например, в течение месяца после лекции по экономике спикер может публиковать в своем Instagram ее основные тезисы. Instagram — это, конечно, только пример, о выборе оптимальной платформы пока говорить рано. Но то, что повторение ключевых аспектов материала вне лекции способствует лучшему запоминанию и «клиентскому опыту» — медицинский факт.