Александр Шадрин
преподаватель истории, организатор исторического дебат-клуба «Я петербуржец»
Я сдал историю на 93 балла, но учусь на экономиста. Преподаю на курсах подготовки к ЕГЭ по истории и занимаюсь репетиторством уже третий год. В 2017 ещё вёл лекции по истории в анти-кафе «Цифербург». На базе частной школы «Унисон» действует культурный центр «Я петербуржец», там есть театр, киноклуб, музыкальные занятия. Человек, который работал со мной на курсах, познакомил меня с директором «Унисона», и мы с ней решили делать внеурочный проект по истории. У меня был опыт участия в дебатах и их организации, поэтому мы подумали, что могли бы организовать исторический дебат-клуб. История не такая точная наука как физика, здесь есть пространство для дискуссии, и, кроме того, в 24 задании ЕГЭ по истории нужно написать аргументы за и против какой-либо точки зрения, поэтому нам показалось это полезным форматом.
Мне кажется формат дебатов эффективным ещё и потому, что не происходит подачи информации сверху, это скорее наставничество, когда мы детей направляем. Человек сам заинтересован в получении новых знаний, кроме того, есть момент соперничества, который мотивирует участников. Это не полтора часа бубнежа, а такой интерактивный круглый стол.
Темы для дебатов придумываю не я. Периодически у нас проводится брейншторм, когда мы спрашиваем участников клуба, какой проблемный вопрос им бы хотелось обсудить, то есть ребята дебатируют только на те темы, что им интересны, например: «Позитивно или негативно сказалась хрущевская оттепель на советском обществе?». Сначала ребята хотели дебатировать только на той стороне, которую искренне поддерживали, но, разбираясь в теме, они понимали, что на самом деле и не очень-то разделяют это мнение. Поэтому не совсем важно, на какой стороне будут ребята, ведь они изучают одни и те же процессы. После того, как тема выбрана, мы даём участникам две недели на подготовку.
Я делаю проект не один - мне помогает учитель истории в «Унисоне» Иван Сямтомов. Он ведёт занятия по историческому анализу и помогает участникам клуба подобрать литературу для дискуссии - это и классические труды, и монографии современных историков, и диджитал-проекты. Мы читаем лекции по тому, как анализировать литературу, на что опираться, как вычленять главное из текстов. Дважды мы проводили тренинги по публичным выступлениям, потому что история историей, но мы хотим научить тому, что в принципе может пригодиться в жизни.
Афиши дебат-клуба
Изначально мы дебатировали в «Унисоне», теперь переместились в лофт-пространство. Обычно зрители это участники клуба, которые не выступают сегодня, иногда родители, и даже забегают послушать студенты-историки. В жюри обычно я и Иван Сямтомов и люди, которые имеют опыт в судействе дебатов. Дискуссия делится на несколько блоков - монологи, вопросы, вопросы из зала, заключительная речь - обычно выходит около полутора часов. Обсуждаем, что получилось и не получилось в этих дебатах, что можно было бы добавить, спрашиваем мнение участников, понравилось ли им. От ребят мы слышали только хорошее, они часто говорили, что какая-то тема им не казалась интересной, но, покопавшись, они увлекались ей.
Первые дебаты были в ноябре, и до пандемии коронавируса мы успели провести шесть дискуссий.

Пандемия изменила нашу работу кардинально, собственно, исчезли дебаты. Дебаты - это живая история, я пару раз предлагал ребятам поучаствовать в дискуссии в Зуме, но они восприняли это без энтузиазма. Поэтому мы переместили акцент на образовательные занятия: лекции и круглые столы, когда участники клуба готовят доклады по какой-нибудь теме, и мы обсуждаем сказанное. Есть и положительный момент: к нашему клубу подключились ребята, которые не могли быть на офлайн-занятиях, так как живут слишком далеко. Подключаются даже участники из других городов.
Наша система образования, как мне кажется, приучила школьников к тому, что уроки это не супер интересно, поэтому люди присоединяются к нам с ожиданием того, что будет по-другому. Правда было неожиданно, когда один из участников пришёл на дебаты со школьным учебником по истории и цитировал его. Мы разрешаем пользоваться абсолютно всем и не ставим цели вызубришь аргументы. Наши школьные учебники скорее ретранслируют какую-либо позицию, и они недостаточно объективны.
Несколько наших участников приглашали друзей присоединиться в нашему клубу, но пара человек посчитали, что спорить об истории бессмысленно.
Хотя то, что мы изучаем, это жизненные процессы, почему мы сейчас не можем подискутировать о том, о чем спорили несколько веков назад? Тем не менее, я признаю, что формат дебатов подойдёт не всем, кому-то нравится читать книги или слушать лекции - и это нормально, каждый выбирает то, что интересно ему.