Эрик Ковалёв
преподаватель математики, снимает в ТикТок небольшие видео-подсказки по алгебре и геометрии (канал - 100pointsrepetitor)
Я из Оренбурга, здесь учился в гимназии №1. Победитель и призёр олимпиад по математике, в 10-м классе поехал в СУНЦ МГУ (специализированный физико-математический учебно-научный центр при МГУ), но через полгода меня оттуда выгнали за плохое поведение. Я вернулся в Оренбург, окончил всю ту же гимназию №1 и поступил в Москву в ВШЭ на факультет бизнес-информатики. После университета занимался аналитикой закупок, продакт-менеджментом, но хотелось работать на себя, заниматься предпринимательством. С первого курса я работал репетитором у школьников, сам сдал ЕГЭ по математике на 100 баллов, поэтому вариантов, чем заняться, было немного - я знал, что хорошо умею готовить к экзаменам. В 2015 году переехал обратно в Оренбург и вместе с партнёром открыл центр подготовки к ЕГЭ.
Со временем понял, что нужно выходить в онлайн, поэтому однажды выложил на YouTube видео «Как набрать на ЕГЭ по математике 90 баллов». Его год никто не смотрел, мне было грустно, что там два просмотра (мои), и я забросил идею с продвижением в интернете. А через год его как-то посмотрело 20 тысяч человек. Я начал выкладывать ролики на YouTube регулярно, и канал рос, появилась аудитория, мы раскрутились. В 2018 году запустили обучающий онлайн-курс подготовки к ЕГЭ. Офлайн-проект постепенно закрываем, сейчас там занимается последняя группа, зато наш курс в интернете прошли около семи тысяч школьников.
Эрик в образе дяди Николы
Я давно хотел в ТикТок, приглядывался к нему - это какая-то непонятная вещь, странная, тупая, но есть ощущение, что как раз там моя аудитория и сидит – молодая, раздолбайская. Правда было непонятно, с каким контентом я могу туда зайти - кривляться - как-то глупо, плясать я не умею. Всё не то. А как-то я брился: бороду сбрил, а дурацкие усы оставил. Я вышел из ванны к жене, ей было очень смешно и противно, мы дурачились, и таким образом появился персонаж дядя Никола - такой хуторской дурачок в свитере. В образе дяди Николы я сделал два видео на YouTube, они очень понравились аудитории. Прошло время. Опять отросли усы. И я подумал, что образ дяди Николы классно ложится на ТикТок. Я заснял много видео заранее и начал выкладывать. У меня теперь график: пока публикую тиктоки, вырастают усы, я снимаюсь, бреюсь и по новой.
В ТикТоке информацию нужно максимально ужать и уместить в 15-30 секунд самую суть. Я учу математике не так, как дядя Никола. На курсах я говорю, что на математике нет формул, что это логическая цепочка, множество взаимосвязей, и мы стараемся искать это с ребятами. А у дяди Николы нет возможности подать информацию целиком, и он рассказывает не для того, чтобы пройти какую-то тему, а для того, чтобы люди ее вспомнили. Это шпаргалка. Основной контент - объяснение формул, решение несложных заданий, какие-то факты и советы. Я не ускоряю свои видео и стараюсь снимать одним дублем. Чтобы сделать 20 видео в ТикТок, я трачу минут 40.

За 27 дней в Тикток на меня подписались 50 тысяч человек. Столько же на YouTube я сделал за три года, ВКонтакте за 9 месяцев, притом что ВК мы вложили миллиона четыре. Кажется, что ТикТок существует, чтобы большой палец уставал. Но, видимо, не все такого мнения. Я вообще удивлён, что мне что-то пишут в комментариях. Один написал, что что-то не понял, и ему начинают ещё отвечать почему-то. Хотя это ТикТок, камон!
Что касается мнения других преподавателей, меня и до этого строгие серьёзные учителя считали дебилом, хуже не стало. Я могу матернуться. Периодически провожу пьяные стримы: веду в инстаграме эфир, пью пивко и отвечаю на вопросы школьников про ЕГЭ. Так что за Николу преподаватели меня меньше всего хейтят.
Есть такой мем: «Почему мужик из ютуба за 15 минут объяснил мне больше, чем учитель?!». Но развлекательный контент, это только часть обучения. Когда мы начинаем онлайн-курс, там очень много ора. Я делаю задачки про проституток, наркотики, и некоторые люди от меня уходят. Но я могу позволить себе такое, только когда мы проходим легкий материал. А когда ты решаешь серьезную планиметрическую задачу, там не до приколов. У меня бОльшая часть проходит на серьезных щах. ТикТок все-таки вещь не вдумчивая. Поначалу да, можно пытаться заинтересовать, придумывать образы, но если человек не придёт к пониманию того, что наука интересна сама по себе, ничего путного не выйдет.