СМЕЛЫМ
Профессия моряка является одной из древнейших и остаётся востребованной по сей день. Но стала ли она легче, чем была раньше? Какие традиции сложились у мореплавателей за прошедшие века? И какой он — моряк в современном мире? На все эти вопросы нам помог ответить капитан норвежского торгового судна «Fri Karmsund» Алексей Громов, который работает
в море уже 22 года.
ТОЛЬКО
ПОКОРЯЮТСЯ
Минусы работы

Романтика, хороший заработок, возможность побывать в разных странах — всë это привлекает людей в должности моряка. Но присутствуют и минусы.
Внутри контракта есть какое-то количество рейсов, которое зависит от того, куда направляется корабль. Задержки могут случаться по причине природных условий: «Однажды, из-за извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии, мне отменили смену в Лондоне, и я поменялся только через 2 недели. В начале карьеры были рейсы, в которых я находился в море на протяжении 9 месяцев. Сейчас работаю по контракту: 2,5 месяца на судне, 2,5  месяца дома. Но могут быть и задержки, связанные с заходом судна в удобный порт для смены экипажа», — рассказывает Алексей.
Если у человека хорошие взаимоотношения с коллегами и он находится в комфортных условиях, любая профессия может приносить удовольствие. Теперь представьте, что  всего этого нет. А ещё вы в море, где нет возможности оградить себя от неприятного общения и отвлечься от цикличной работы. «Бывает, что готов бежать с судна через неделю, а иногда даже не замечаешь, как пролетели несколько месяцев», — замечает Алексей. Работа моряка монотонна, необходимо соблюдать определëнный режим. Каждый день экипажу приходится стоять на вахте по 4 часа через каждые 8 часов. Вокруг море, ничего не видно, нет смены картинки — всë это может угнетать. «Чтобы справиться с досугом на борту, мы играем в настольные игры: нарды, шахматы, карты, но не на деньги (это строго запрещено). На некоторых кораблях есть даже спортзалы и бассейны, однако у нас такого нет. Лет 15 назад на судах были кинопроекторы. Мы собирались все вместе и смотрели фильмы. Тогда ещë люди пользовались кассетами, поэтому приходилось смотреть одно и то же по несколько раз. В портах мы могли обмениваться ими с командами других кораблей. Сейчас же есть интернет, поэтому каждый предпочитает сидеть у себя в каюте».
Замкнут на свободе
COVID-19
Погода
Коронавирусные ограничения усложнили жизнь мореплавателей: «Раньше во время смены в Риге я летел на самолёте или ехал на поезде, чтобы добраться до дома. Теперь же до границы нас довозят на автобусе, далее мы пересекаем границу пешком (это занимает около 1 часа). На другой стороне нас ждет автобус, который везëт до Санкт-Петербурга», — говорит Алексей. Выход в город разрешëн только при условии наличия маски. Но есть некоторые порты (Испания), где нет возможности сойти с корабля без европейской прививки от COVID-19.
Хороший капитан должен быть ответственным, уметь найти подход к любому члену экипажа и, самое главное, знать, что нужно делать в критических ситуациях: «На судне были случаи, когда к нам хотели проникнуть на палубу „зайцем“. Когда мы стояли в Марокко, за одну ночь с корабля были сданы охранникам 7 человек, а один пытался пробраться по трапу днём, во время тумана из пыли», — делится Алексей. Существуют специальные процедуры, которые позволяют свести к минимуму проникновение на корабль: закрытие неиспользуемых помещений на ключ и дополнительно на пластиковую стяжку, увеличение частоты обхода судна, усиленная вахта у трапа. Если всë-таки человек пробрался на борт и уже нет возможности вернуть его обратно, «зайца» сдают властям в следующем порту. При этом владельцу судовой компании грозит штраф до 10 000 $.
«Зайцы» на палубе
Буря против яхты
Часто мореплавателям угрожает опасность:

«Самый запоминающийся случай слаженной работы экипажа произошëл в 2018 году, когда мы участвовали в спасении яхты Emilia. Погода была штормовая: сильный ветер и волны до четырёх метров. Наше судно вызвал Морской Спасательный Координационный Центр (МСКЦ). Мы нашли яхту через полчаса и, после установления связи с владельцем, я приступил к маневрированию судном, чтобы безопасно подойти к ней и принять швартовой конец. Слаженность действий экипажа позволила закрепить трос и начать буксировку уже через 10 минут. Далее от МСКЦ мы получили информацию, что должны отправляться на якорную стоянку, находившуюся в 30 милях от нашего местоположения. Где-то в 2 часа ночи, когда до неë оставалось около 10 миль, буксирный конец порвался, и яхта снова начала дрейфовать. Ветер усиливался, волны поднимались до пяти метров. Около двух следующих часов я снова пытался подойти к яхте, но шторм не позволял этого сделать. Только когда ветер немного ослаб и волны уменьшились, наш корабль приблизился к яхте. Но еë владелец не мог подать нам буксирный конец (возможно, он тогда сильно устал и плохо оценивал ситуацию, которая творилась вокруг). В это время МСКЦ сообщил нам, что спасательное судно прибудет утром, поэтому нам нужно находится рядом с яхтой до его прихода. Попытки снова взять еë на буксир больше не производились. В итоге до 8 утра наш корабль кружился вокруг яхты, тем самым обозначая еë местоположение».

Приметы и традиции
в современном судоходстве
Во времена парусного флота существовала английская традиция, которую позже переняли русские: моряк должен был надеть золотую серьгу после того, как обогнул пролив Дрейка, где ветер более 35 м/с и волны выше 15 метров. После этого члены команды могли получить бесплатную кружку алкоголя в портовых кабаках.
Татуировки на теле у моряков тоже не случайны. Например, рисунок «пальмы» во время Второй мировой войны наносили за переходы по Средиземному морю. Конечно, сейчас мало кто придерживается подобных традиций, но такие моряки есть.
Существуют обычаи, которым мореплаватели следуют до сих пор. Так, человек, впервые пересекающий экватор, должен обязательно искупаться и выпить солëную воду: «А ещё сохранилась традиция разбивать бутылку шампанского о борт нового корабля при спуске на воду.
Я как-то работал на судне, где в салоне под стеклом висел осколок такой бутылки, а рядом фото девушки, которая её разбила», — добавляет Алексей. Вопреки всем суевериям, которых очень много на флоте, последнее время нередки случаи, когда командные должности на судне занимают женщины, и эта тенденция растёт: «Хоть я и придерживаюсь консервативных взглядов по этому поводу, но не могу не отметить, что всё чаще встречаю женщин лоцманов или слышу женскую речь в радиоэфире при расхождении».
Елена Громова
Корреспондент
Эвелина Чепурко
Верстальщик
Кто работал над проектом?