Паруса
Истории
Морское дело из обезьяны делает человека, а сам человек состоит из достоинства, знания, взаимовыручки
15 июля – 14 августа
Исторический парк «Россия – Моя история». Санкт-Петербург, улица Бассейная, 32
Узнать историю Соловецких юнг, убедиться, что ты не утонешь в море и не заблудишься среди волн, пополнить словарный запас морскими терминами, научиться семафорить – всё это можно сделать на выставке «Соловецкая школа юнг», которую организовал центр исторического добровольчества «Паруса истории» в парке «Россия – моя история».




Все мастер-классы и экскурсию нам проводили исторические Добровольцы, только-только закончившие 7-10 классы. Ребята уже прошли курс по морскому делу: научились вязать морские узлы, управлять парусником, прокладывать курс корабля и пользоваться навигационными приборами.


























На экране показывают документальную хронику 1943 года «Юнги Военно-морского флота» из коллекции государственного Фильмофонда. Напротив – пара искусственных брёвен-скамеек и бумажный костерок. Эта экспозиция посвящена тому времени, когда соловецкие юнги сбегали в лес, разводили костёр и рассказывали друг другу истории.
1
«Вот так будущие юнги собирались в школу: небольшой чемоданчик, любимая книга, фотография родных, тельняшка и какие-то личные вещи. Их распределяли по профессиям: боцман, рулевой, радист. Эти специальности были очень нужны тогда на флоте», — рассказывает нам экскурсовод-доброволец Саша Афонова.




В зале выставлена настоящая форма юнг: рабочий и зимний вариант, а также офицерский китель и форма девушки сан-инструктора, здесь есть плакаты, фотографии юнг и модели парусников.

На выставке бо́льшая часть экспонатов подлинная.




Соловецкие юнги – ученики Соловецкой школы юнг, созданной в годы Великой Отечественной войны. В это заведение принимали добровольцев в возрасте 14-16 лет. В течение года они учились не только морскому делу, но и общеобразовательным предметам, а после отправлялись воевать на фронт наравне со взрослыми. Мальчишек, желающих защищать Родину, не останавливали возрастные ограничения. Многие ребята приписывали себе лишние годы, ссылаясь на потерю документов, в итоге самому младшему курсанту было 11 лет. За три военных выпуска Соловецкая школа юнг подготовила 4360 специалистов флота, около тысячи из которых погибло во времена ВОВ, 150 учеников были награждены орденами и медалями.
2
«Организаторы хотят показать вам, ребята, как полученные на выставке знания можно использовать на деле. Поэтому вы увидите здесь несколько проектов, где можно руками, глазами и душой понять что такое профессия моряка»
Исай Моисеевич Кузинец
Член Совета Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов войны
Елена Платонова
Президент Центра исторического добровольчества «Паруса истории» и организатор выставки
«Мы стараемся делать выставки интерактивными: чтобы понять, каково быть моряком, необходима практика»
Первое с чем нас знакомят – морская навигационная карта. Мы учимся смотреть на неё глазами моряка. Нам объясняют различие между магнитным севером и географическим, милями и километрами, а также рассказывают о сложных названиях всех инструментов, которые нужны каждому, кто работает с морской картой. Нас спрашивают: «Кто хочет попробовать проложить курс?» Недолго думая, я вызываюсь добровольцем, чтобы испытать себя в роли штурмана корабля.




Передо мной лежит карта размером во всю поверхность стола. Всё, что я могу понять – это расплывчатые контуры островов и линии, обозначающие широту и долготу. Мне показывают место, откуда нужно проложить курс и вручают простой карандаш. Я обозначаю точку на карте. Затем дают задачу: построить курс на 270° длиною в три мили. С направлением я справляюсь быстро, а дальше возникают сложности. С помощью параллельной линейки мне помогают определить то место, где будет проходить наш маршрут. Затем железным циркулем я отмеряю ровно три мили и провожу карандашом конечный курс. Всё получилось! Я чувствую себя настоящим штурманом, который бы в любой момент мог построить верный курс и быть спокойным, что судно не потеряется в морских просторах.




3
4
Лучше выстраивания курса по карте может быть только вязание морских узлов. Этой науке был посвящён следующий мастер-класс.

Для начала я слушаю о назначении каждого узла. Название «обезьяний кулак» меня уж очень смешит, а слово «выбленочный» я долго пытаюсь правильно расслышать. В конце концов, я выбираю плести «беседочный узел», который нужен для спасения тонущего человека. Если быть точнее, сам утопающий должен умудриться завязать его на себе с помощью верёвки и одной руки. Так его смогут вытянуть на борт. Никита показывает, что нужно делать. Алгоритм действий я быстро запоминаю, поэтому ловко обвязываю себя верёвкой, всего один раз выронив ее из рук. «Выскользнула бы в море у тебя верёвка, ты бы утонула», –поддерживает меня юный инструктор. Я смеюсь, радуясь, что мы не в море, но всё же принимаю его слова как вызов. Еще одна попытка, быстрые движения рук, петли, крючки… и вот я надёжно обвязана вокруг талии. Никита тянет за второй конец верёвки и, убедившись, что узел крепкий, хвалит мою работу. Теперь я не потеряюсь в море, не утону. Можно смело отправляться в плавание!












4
5
С этими радостными мыслями я иду к следующему мастер-классу. На столе, с первого взгляда, очень непонятный прибор, который напоминает чем-то печатную машинку: на металлической панели находятся клавиши с буквами, а рядом экран. На нем нарисован человечек с флажками. Нажимаешь какую-нибудь букву – он меняет положение рук. Мне объясняют, что это семафорный алфавит. Его придумали, чтобы не кричать с корабля на корабль. Суть заключалась в том, чтобы с помощью красных флажков показывать жесты, которые обозначают буквы, и передавать таким способом сообщения. Я решаю, что это очень непросто и сомневаюсь, что смогла бы стать частью экипажа корабля. Эх, а сначала всё казалось не таким уж и сложным!














6
Но это только начало. Реально убедиться, что быть моряком – очень тяжелый труд, мне помог пеленгатор. Он нужен, чтобы определять точное направление до объектов во время плавания. На выставке представлен настоящий немецкий пеленгатор 1939 года: железный диск на ножках с тонкой проволокой и зрачком.

Как работать с этим инструментом нам объясняет исторический доброволец Рома: поворачиваешь диск и смотришь в глазок на проволоку – всё намного проще, чем кажется. Хотя, думаю, при морской тряске на палубе придётся попотеть, чтобы четко определить правильное направление.




Гости расходятся – первый день выставки подходит к концу. Дожидаемся ребят-добровольцев и организаторов, чтобы взять у них интервью.




7
Евгений Гордиенко
6
Елизавета Нечаева
Мария Ерина
Мария Мелкишева
Анна Жужнева
Иван Новиков
Майя Локтионова
Эвелина Чепурко
Софья Лебеденко
Ангелина Жаворонкова
координатор
фотограф
корреспондент
автор репортажа
корреспондент
корректор
корреспондент
верстальщик
верстальщик
оператор\монтажер
Записаться на неё бесплатно можно по телефону:


Выставка «Соловецкая школа юнг» в парке «Россия – моя история» открыта до 14 августа.
либо в сообщениях группы «Паруса истории».