Записки капитана
Детство инженера-гидрографа Игоря Маньшева прошло
на границе с Китаем: бункер – игровая площадка
и «догонялки» с пограничниками
Знакомьтесь, Игорь Маньшев
Службу закончил здесь, на ленинградской военно-морской базе, в шестой атлантической экспедиции. Последняя должность — командир топографо-геодезического отряда.

Учился в Ленинграде. Окончил факультет гидрографии
в военно-морском училище имени Фрунзе — сейчас это
морской корпус Петра Великого.

Именно в училище познакомился со своей будущей женой, Татьяной. Она пришла к нам на танцы. Я её увидел и пригласил потанцевать — это, между прочим, было 14 февраля.
Тогда о «дне Валентина» ничего не знали, просто совпало.
В этом году мы отметили 30 лет со дня знакомства.
Игорь Маньшев в 1991 году
Карта путешествия
Нажми на точку, чтобы отправиться в мореплавание
По стопам отца
Я родился на советско-китайской границе в 1968 году. Отец был морским пограничником, он окончил училище Фрунзе по специальности зенитные управляемые ракеты — тогда это был новый вид вооружения. В принципе,
он морской артиллерист-ракетчик.

После событий на острове Даманский, когда начался советско-китайский конфликт, было принято решение усилить границу. На побережье реки Амур было создано несколько морских частей. Мой отец попал туда добровольцем — написал рапорт и уехал вместе с моей беременной мамой. Естественно,
я с детства сталкивался с военной службой.

И тогда гордился, да и сейчас горжусь своим уже усопшим отцом. Время было непростое, мы даже купаться ходили на реку Амур в определённую открытую зону, и то через череду фортификационных сооружений: окопы, дзоты, доты, колючая проволока, контрольно-следовая полоса.
Всё было готово для отражения китайской агрессии.
Игорь с отцом, 1974 год
Пояснение от капитана
Такие же моряки, как и все. Но специфика их такая, что всё-таки они относились к войскам КГБ. Задачей была, естественно, охрана госграницы от проникновения нарушителей по водной поверхности.
Пояснение от капитана
Наука, чьей задачей является составлять карты рельефа морского дна, обеспечивать безопасность мореплавания. И, так как мы — военные, ещё и готовить театры военных действий для ВМФ и армии. Гидрографы работают на речках, обеспечивают судоходство. Правильная работа маяков, постановка буев, углубление дна для фарватеров — тоже наша работа. Но не все гидрографы служат на кораблях — только одна треть попадает на суда. Делают еще геодезию и топографию побережья.
Молодая гвардия
Так как часть, где служил отец, «молодая», то было много ребят моего возраста. Мы хорошо ладили. Один раз увидели бункер за контрольно-следовой полосой — на нашей территории, конечно, но всё равно, пограничная зона ведь — решили, что самые умные и, отодвинув колючую проволоку, перелезли туда. Как могли прошли эту полосу.

Бункер нам понравился! Мы сделали из него наш «штаб», играли там в подводную лодку. Но через два-три дня
мы пришли туда снова и увидели пограничный наряд.
С собаками! Мы, конечно, испугались. Поняли, что были неправы.

Часть нашей группы пошла домой, а остальные, включая меня, почему-то решили перейти границу к Амуру в другом месте. Помню, нас быстро схватили пограничники. Сразу! Видно, объявили тревогу.
Но мы не испугались — наши отцы тоже ведь военные. Страшно было, что попадёт от родителей, так как нарушили пограничный режим.

Первая группа, которая тут же сбежала в военный городок, повинилась раньше, чем нас поймали. Но мы ведь ничего плохого не сделали, просто играли в подводную лодку!
Надо отдать должное, хоть и были среди нас дети высокопоставленных лиц, никого не стали ругать.
Нас, наоборот, собрали всех вместе, посадили на катер
и провели по китайской границе — объяснили, чем занимаются наши отцы. Вот такой воспитательный момент.

После этого так уже никто не шалил, всё было серьезно. Осознали, что наши родители выполняют служебный долг. Тогда мне захотелось стать таким же, как и мой отец.
Пояснение от капитана
Участок по всей линии границы вспахивается, на нём делаются полосы. Если человек пройдет по этой полосе, то там останутся его следы.
Надо отдать должное, хоть и были среди нас дети высокопоставленных лиц,
никого не стали ругать. Нас, наоборот, собрали всех вместе, посадили на катер
и провели по китайской границе — объяснили, чем занимаются наши отцы
Перед морем все равны
Хоть я и был ещё маленьким, только родился, но уже успел поучаствовать
в инциденте на границе. Офицеры все были молодые, и отец в том числе. Долго сидели в так называемой усиленной подготовке, жены в это время находились в военных городках. Естественно, им хотелось хотя бы увидеть своих мужей. Ничего не предвещало беды, моя мама с маленьким мной пришла к отцу на корабль. В это время сыграли боевую тревогу — «нарушитель». Отец не успел увести маму. Он вдвоём с напарником пошёл
на перехват вражеского судна.

Ситуация с китайцами была напряжённая. Было бессчётное количество провокаций. Корабль китайцев хотел пересечь нашу границу, а стрелять было запрещено. Начали брать этот катер «в клещи», но не очень удачно. Китайский корабль ударил в борт, а мы находились в каюте командира. Удар пришелся именно в то место, где были мы. Пошла пробоина.
Забили тревогу.
Юрий Маньшев с женой, 1969 год
Пояснение от капитана
Один корабль зажимается двумя катерами и лишается возможности маневрировать.
Китайский корабль ударил в борт, а мы находились в каюте командира.
Удар пришелся именно в то место, где были мы. Пошла пробоина. Забили тревогу
Вражеский корабль тогда взяли на абордаж, раз уж он так себя повёл, никто с ним церемониться не будет. В это время вода начала поступать в наш отсек. Мама была со мной. После удара заклинило дверь в переборки,
и мы не могли выбраться: маме не хватало сил открыть эту дверь.
Вода подходила к груди.

Один матрос услышал, что мама стучится, отдраил люк и спас нас.

А китайцы хитрые — когда корабль брали в клещи, то они запирались
в каюте и начинали избивать друг друга. После фотографировались — дескать, заблудись, а пограничники, гады, избивают ни в чём не повинных туристов.

Отец пару раз обвязывал бинтами своих матросов. А как доказать иначе, что инцидент был не только с нашей стороны?
Юрий Маньшев, Амур, 1968 год
«Корабль загорелся!»
В СССР обучение военно-морских курсантов длилось пять лет. Каждый курс у нас носил разные названия —
первый именовали «Без вины виноватые», второй — «Отцы и дети» и т.д.

По окончании второго курса ходили в дальний поход в Средиземное море. Были времена перестройки. Как раз мы прошли Ла-Манш, прошли Бретань и начали заходить в Бискайский залив, как начался пожар — произошло короткое замыкание
на кухне.

Корабль загорелся! После этого похода его должны были отправить на ремонт, но моторные части полетели раньше. Двигатель заглох. Хорошо, что не было шторма! Дня два мы болтались в Бискайском заливе без электричества, а это страшно. Корабль неуправляем; чтобы в нас никто не врезался, командир поставил бочку с дизельным топливом,
как-то поджёг её и так обозначил, где мы находимся. Через пару дней мотор починили, но мы, естественно, дальше
уже не пошли — вернулись в город. Поход не удался по цели, но штурманская практика была пройдена.
Игорь Маньшев (слева) с товарищами, 1987 год
Чемодан — вокзал — Россия
Отдавались даже странные приказы — организовать походы в лес для сбора
грибов и ягод с целью обеспечения продуктами семей военнослужащих.
Сейчас это звучит дико! Тогда это, в принципе, воспринималось по-другому

После окончания училища попал по распределению в город Баку. СССР тогда уже начинал разваливаться, обострялся азербайджано-армянский конфликт. Мы прибыли во время так называемых «январских событий»: были погромы армян, их резали и сжигали. Многим удалось спастись благодаря тому, что в Баку находилась военно-морская база,
где можно было скрыться. Военные, и гидрографы тоже, вывозили людей, пока не прибыли войска.

Тогда навалилось всё — ещё и конфликт в Нагорном Карабахе. СССР распадался. Союзные республики объявили
о создании своих армий, и для молодого офицера появилось огромное количество вакантных мест. Я, будучи лейтенантом, сразу оказался капитаном лейтенантской должности. Это повышение!

В Баку было интересно, но все понимали, что рано или поздно придется уехать. Иногда напрямую говорили —
«Чемодан — вокзал — Россия». Не все, конечно, но и такое случалось.

Ребята с нашего года, тоже из Фрунзе, один раз пытались даже угнать в Россию тральщик с поднятым Андреевским флагом. Тогда ещё был флаг Советского союза. Не хотели передавать Азербайджан. Мы их, конечно, поддерживали.

Дальнейшая служба попала на ужасные 90-е годы. Перестали платить, мы оказались ненужными. В материальном плане было очень плохо. Отдавались даже странные приказы — организовать походы в лес для сбора грибов и ягод
с целью обеспечения продуктами семей военнослужащих. Сейчас это звучит дико! Тогда это, в принципе, воспринималось по-другому.

Низкий поклон жёнам офицеров, которые вместе с мужьями прожили эти нелегкие 90-е годы. Иногда им, а не государству, приходилось кормить защитников Отечества. Мы рады, что сейчас армии и флоту уделяется достаточно внимания.
Находка для гидрографа
Мне хорошо запомнились командировки. Отправили меня
в Киргизию, на озеро Иссык-Куль. Была сложная финансовая ситуация, поэтому смогли выделить только двух человек —
я тогда был капитаном II ранга, со мной поехал лейтенант.
Нашей задачей было проведение рекогносцировочного промера — нужно было оценить изменение рельефа. Конечно, за достаточно короткий период времени обойти всё озеро, посмотреть, что изменилось, вдвоём сложно.

Уровень озера опустился. И тогда мы нашли ранее неизвестный остров — маленький, конечно, 50 метров на 10,
но для гидрографа это много значит! Названия ему мы
не дали, только описали, чтобы потом никто из мореходов
на него не наткнулся.
Иссык-Куль
фото с google.com
Шевченко в пустыне
Как-то мы зашли на восточное побережье в форт Шевченко — куда царь Николай I сослал поэта Тараса Шевченко для службы в солдатах. Место, конечно... пустыня пустыней! Решили ознакомиться с музеем, сели в машину, поехали. Проезжаем мимо местной свалки, а там питаются коровы. На помойке. Посмотрели землянку Шевченко, возвращаемся... видим, этих коров доят. А зелени в округе никакой нет. Молоко мы там не пили —
да нам и не предлагали.
Были еще и в городе Шевченко — сейчас уже Актау. Там находится первый в мире атомный опреснитель. Рассказывали, когда там работали, что приходили местные и просили продать им в аул женщину. Хотели купить нашего техника, Аду. Дикие места, что город, что форт!
Пояснение от капитана
Это станция, которая закачивает морскую воду, с помощью атомов нагревает её и выпаривает. Соль остаётся, и получается дистиллированная вода.
За кулисами военного театра
Я ушел со службы в 2010 году. Зарплата была мизерная, да и военная пенсия у меня была уже выработана — служил
в Баку, а год службы там шёл за полтора из-за военного положения.
Более того, на гражданке специальность геодезиста стала более востребованной. Поэтому не стал дожидаться 25 лет службы, а буквально через два года произошла реформа — офицерам значительно увеличили заработную плату.
Пояснение от капитана
Военную пенсию платят через 20 лет после службы..
Установка створов в порту Бронка
В данный момент работаю, в принципе, по специальности. Выполняю инженерно-геодезические изыскания
и кадастровые работы. В фирме ещё занимаемся и гидрографией, например, устанавливали створы в порту Бронка — координировали строителей, объясняли, где нужно забивать сваи.
Работа ответственная, так как фарватер уже роется, а если ошибиться с местом установки створ, то корабль сядет
на мель. В порту Высоцк следили за деформацией при дноуглублении — дно скалистое, и его взрывали.
Пояснение от капитана
Два маячка разной высоты, светятся.Когда один находится под другим — судно идёт по фарватеру. Они стоят на оси фарватера. Когда судно отходит — расходятся, есть шанс сесть на мель.Поставлены так, чтобы капитан смог сопоставить их и не боясь пройти. Днем окрашены; ночью светятся. У нас находится несколько фарватеров. Один из них основной — тот, который у Кронштадта. По всему, что между дамбой и СПб, суда с большой осадкой (частью судна, находящейся под водой) могут ходить только по фарватеру.
Пояснение от капитана
Всё равно что шоссе на море. Место, где достаточно большая глубина для безопасного прохода судов и кораблей. Фарватеры помогают кораблям не сесть на мель, как у нас говорят. Естественно, далеко в море знание глубин не актуально, но при заходе в порт они нужны. Выделяются определённые места, и периодически земснаряд или землечерпалка убирают грунт для обеспечения нужной глубины.
Сейчас мы офицеры запаса — если Родина позовёт,
мы готовы защитить нашу страну

София Бит-Тараева
Текст и вёрстка
Фото взяты из архива семьи Маньшевых и с сайта google.com