рефлексия состояния и интерес к тому, как чувствуют себя другие.
ЧУВСТВА НА СТЕНЕ
Что такое тетрадь? Лист, на котором можно что-то написать, что беспокоит прямо сейчас. «Тетрадка| Как ты?» – выставка медиатекстов, организованная студентами факультета журналистики СПБГУ.
Ощущение вторжения в чьё-то личное. Маленькое пространство и минимализм в оформлении. Каждому экспонату авторы отдали частичку себя. Первое, что видишь при входе — инсталляция в виде кольца, висящего на цепях в пространстве под потолком.
Кольцо Соломона
«Всё пройдет» – читаешь снаружи, «и это проходит» – написано внутри. Под инсталляцией большой ящик с песком. Хочется коснуться песка, нарисовать, зафиксировать своё состояние, хотя ты знаешь, что следующий посетитель сотрет эти слова. Символизм в том, что со временем каждый умрет. Одна из звезд выставки, студентка журфака СПБГУ, Татьяна Пахомова рассказала о задумке первого экспоната.
«Огромная инсталляция является воплощением кольца Соломона, которое помогало ему справляться с трудностями».
Рядом на стене рисунок из множества квадратов. Под ним три баночки с краской, которые подписаны разными трактовками эмоций. Красные — у человека сейчас всё хорошо. Фиолетовые — нейтрально. Синие — плохо. Люди подходят, чтобы поделиться своим настроением. Я нарисовала красный квадрат.
На стенде – зарисовки «Дом кроме», о семейном насилии от первого лица. Приводится статистика и последствия в виде крошечного текста на белых страницах, что только подчеркивает трагичность происходящего.
То, что по-настоящему погружает в атмосферу неотвратимого будущего — это триптих, на котором изображены карандаши. Каждый является метафорой состояния человека в моменте жизни. Первая — карандаш уже обточенный и оставивший часть себя на разных картинах, так автор видит себя пять лет назад. Вторая — почти стертый грифель карандаша отражает самочувствие «сейчас». Третья — сломанный карандаш, то есть неопределенность в будущем.
«Раньше выставка была направлена на внутреннюю рефлексию, говорит Софья Сенич, одна из авторов проекта, а сейчас она отражает эмоции, вызванные внешними событиями».
В выставочном пространстве появляется куратор, Павел Хан. Студенты начинают собирать декорации, тоже минималистичные. Укрывают бетонные выступы черным материалом, создавая места для сидения, и ставят стул для оратора. Каждый из авторов говорит своём проекте и его значении. За большими окнами снаружи набережная с ярко-красным закатом и пуфиками с видом на роскошный мост, а мы в бетонном корпусе с голыми стенами. Этот контраст заставляет выпадать из реальности и «залипать». Вдохновитель и куратор «Тетради» Павел Хан неторопливо рассказывает о проекте:
В 2013 году всё началось с выставки во дворе журфака СПБГУ. Первая выставка полностью состояла из инсталляций, там ещё не было тетрадей, вот что парадоксально. Потом я подумал, что это слишком легковесно. Принцип был такой, что помещение выставки уже является тетрадью, где каждый из нас творит. На стенах, на столбах, на полах везде есть надписи или строчки. Этот концепт получил развитие, постепенно тетрадь стала основой. Главная цель в том, чтобы зритель пришел, посмотрел на инсталляции, почувствовал это пространство и «залип» в момент чтения. Тогда это наш человек! Особенность тетради в том, что нужна особая атмосфера для погружения, контекст.
Павел Хан
Старший преподаватель кафедры визуального дизайна СПБГУ
—Как вы считаете, выставки успешны и почему?
—Я бы не назвал их успешными, но очень хорошо, что нас принимают в различных пространствах, а значит считают проект культурно-значимым. До настоящего успеха очень далеко. Я всем говорил, что на журфаке удивительно талантливые и умные ребята. Не знаю, как так получается. Мои коллеги дают им знания, которые позволяют очень легко складывать концепт визуального текста, поэтому я только «снимаю пенку», пользуюсь тем, что ко мне приходят готовые классные ребята. Например, студенты из художественных вузов не умеют так понимать и концептуализировать текст.
—Как вы выбираете темы для выставок? Планируете дальше развивать проект?
—Голосованием в общем чате. В беседе накидываются идеи, бывает до двух тысяч. Потом кто-то из ребят обрабатывает всё. Далее создаем еще несколько этапов отбора. Люди из воздуха достают тему, которая созвучна большинству участников. Я об этом не думаю. Успеть бы в феврале повторить его на таком же уровне, хотя выставка будет уже другой. Идеи никогда не повторяются.
Да, конечно. Идеи никогда не повторяются. То, что есть сегодня, перестанет существовать завтра. Потому что на кольце Соломона написано «и это пройдет»…