Родился в семье саранских интеллигентов.  Выпускник ВГИКа, до войны снимал хроники для «Союзкино». С 1941 года — фронтовой оператор. Прошел Сталинград, Курскую дугу, освобождение Украины и Польши. Мастер боевого репортажа, художник-публицист. Снимая боевые операции, много внимания уделял героям боев и фронтовому быту.

По распределению Сущинский отправился в Пятигорск, где снял свой первый сюжет. «Сегодня днем снимали племянницу Лермонтова…в домике, где жил Лермонтов, - делился Владимир радостью с женой. - Сегодня же снимали место дуэли Лермонтова и Мартынова». В Пятигорске и застала его война.

«Идет 3-й день мобилизации. Уходит молодежь... остаются старики, старухи... звучат оркестры, провожающие машут платочками... плачут. Завтра мы будем снимать такой сюжет. Выехать из Пятигорска, не будучи командиром Красной Армии или не имея на руках повестку, невозможно. Бросать съемку нельзя. Ехать призываться – «рано, еще успеете», как сказал нам здесь военный комендант». – писал он 25 июня 1941 года.
С 1942 по 1946 год оператор Владимир Сущинский создал уникальную кинолетопись войны, запечатлев ключевые сражения Великой Отечественной. В его фильмографию вошли:

  • «День войны» (1942) — хроника одного дня на фронте
  • «За Родину» (1943) — кадры народного сопротивления
  • «Битва за Севастополь» (1944) — штурм города-героя
  • «Лепетихская трагедия» (1944) — свидетельства нацистских зверств
  • «В Верхней Силезии» (1945) — освобождение Польши
  • «Фронтовой оператор» (1946) — итоговая работа, завершенная
уже после гибели автора
Сущинский первым начал показывать «окопную правду» — войну без прикрас, с вниманием
к солдатскому быту. В условиях плотного огня, когда бойцы зарывались в траншеи, ему приходилось вставать в полный рост для съемки. В отличие от многих, он снимал не общие планы, а лица солдат — их страх, решимость, усталость. Со временем бойцы переставали замечать камеру, что позволяло запечатлеть настоящую фронтовую жизнь. Так рождались его правдивые репортажи.





Владимир Сущинский оставил после себя не только кинолетопись войны,
но и богатое литературное наследие. Под псевдонимом «Вл. Суровый» он вел фронтовые записи. Его очерки фиксировали повседневную жизнь
на передовой. В Одессе он описал, как местные жители тушили зажигательные бомбы песком. В Сталинграде отмечал бытовые детали: бойцы в Доме Павлова использовали немецкие каски вместо кастрюль и выращивали лук
на подоконниках.
Летопись Сущинского прервалась холодным и непроглядным утром 22 февраля 1945 года. Войска Первого Украинского фронта вели наступление в районе Железной дамбы на подступах к городу Вроцлав.
«От одной пулеметной очереди до другой – минутный интервал», - прокричал Сущинский своему другу, кинооператору и помощнику Николаю Быкову, - «в него мы с тобой и перескочим». И они перескочили. Сущинский уже начал снимать наших автоматчиков, но вдруг рядом с ним разорвался снаряд, один из осколков ранил Владимира в голову. Быков кинулся к другу и вытащил с зоны артиллерийского огня. А камера продолжала снимать, хватая лишь верхушку деревьев. В бреду, Владимир Сущинский повторял: «Кадры… кадры… кадры… в них вся история наших побед…»
«Сущинский показывал мне свои неопубликованные фото к репортажу «Ночной рейд». На них – разведчики в немецких плащах, это потом вырезала цензура».
Константин Симонов
Илья Эренбург
«В январе 45-го мы потеряли Володю. Его последний репортаж из-под Лодзи «Дорога на Берлин» так и не вышел в том виде, как он задумал – редакция сократила наполовину».
Телеканал "Культура" о Владимире Сущинском
Источники
  1. Личное дело В.А. Сущинского // РГАЛИ. Ф. 2931. Оп. 1. Д. 412. Л. 1-15.
  2. Фронтовые письма В.А. Сущинского (1941-1945) // РГАЛИ. Ф. 2931. Оп. 2. Д. 34.
  3. Оперативные съемочные журналы киногруппы 1-го Украинского фронта // РГАКФД. Ф. 1. Оп. 5. Д. 127-129.
  4. Наградные документы на В.А. Сущинского (1943-1945) // ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 876.
  5. Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь. Т. 3. М.: Советский писатель, 1963. (о Сущинском: кн. 5, гл. 8).
  6. Симонов К.М. Глазами человека моего поколения. М.: АПН, 1988. (упоминания на с. 156-158).
  7. Фотографии В.А. Сущинского на фронте (1941-1945) // Альбом ЦМВС. Инв. № Ф-342/1-15.