Много шума из ничего
Сегодня громкость звукового фона в городах растет примерно на 1 дБ в год. Это довольно много, учитывая, что в центре Петербурга уровень шума уже достигает 90 дБ при санитарных нормах в 55 дБ днём и 40 дБ ночью. Не единственный, но один из самых значительных источников шумового загрязнения, — транспорт. Так, громкость железной дороги превышает 100 дБ, автомобиля — 70 дБ. В районах, расположенных вблизи аэропортов, на промышленных окраинах и в центре города, уровень шума составляет от 90 до 140 дБ.
Звуки петербургских улиц:
Soundscape или как люди поняли, что важна не только картинка
Шум является постоянным раздражителем жителей мегаполиса. Сегодня мы привыкли к нему настолько, что перестали замечать. Много лет в урбанистике город исследовался только с визуальной точки зрения. Картинка изучалась в деталях, а городские звуки оставались неслышимыми для науки. Поэтому звуковая среда городов как была, так и остаётся хаотичной. Наука о звуке формируется изнутри визуальной культуры.


Как правило, ученые, чтобы понять звук, должны превратить его в картинку, перекодировать в диаграммы. Исследователи, использующие неклассические методы, проводят интервью с людьми, а после фиксируют вербальные ответы и поведенческие реакции. Однако посредством интервью бывает непросто разобраться что такое звук и шум и как именно сделать городское пространство комфортнее, ведь восприятие каждого человека индивидуально.

В конце 60-х Реймонд Мюррей Шейфер — основатель акустической экологии — заложил фундамент того, что сегодня превратилось в исследования звука. Так появился термин «soundscape». По Шейферу, нужно «открыть уши» — замечать звуки, к которым вы раньше никогда не прислушивались, и таким образом нарабатывать слуховой опыт.

Matmos. Перформанс в Royal Festival Hall на грани музыки и шума
Конкретная музыка (фр. musique concrète) — разновидность академической электронной музыки, в основе которой лежит не мелодическая мысль, а совокупность природных шумов и звуков.
Первооткрывателем конкретной музыки называют французского инженера-акустика Пьера Шеффера. Позже достижения Шеффера использовались многими музыкантами для собственных экспериментов. Так, влияние конкретной музыки ощутимо в «Revolution 9» The Beatles. Расцвет этого жанра пришелся на 90-е годы XX века. Свои композиции в стиле конкретной музыки создают такие современные исполнители как Кристиан Феннес (Австрия), Франциско Лопез (Испания), Arcane Device (David Lee Myers, США), Hafler Trio (Англия) и, конечно, дуэт Matmos (США).
Основные раздражители
Звук в городском пространстве – мощный инструмент, с помощью которого можно оказывать давление на любой живой организм. Это связано с тем, что современный житель мегаполиса акустически безграмотен. Безграмотность, в свою очередь, связана с тем, что вся городская инфраструктура нацелена на визуальность. Есть исследователи, которые считают, что всё началось с того, что люди изобрели алфавит. Больше не нужно было слушать и говорить — можно было читать и писать. Постепенно человек становился всё менее чувствителен к звукам и всё более беззащитен в аудиальном плане.
Сегодня акустическая среда оказывает на нас влияние, но мы этого не осознаём. Этим могут пользоваться, например, рекламодатели. Понятие "аудиореклама" на улице никак не регламентировано. В законе упоминается только то, что "распространение звуковой рекламы при помощи транспортных средств" запрещено. То есть, повесить громкоговоритель на здание можно.

Основными источниками городского шума чаще всего служат промышленные предприятия, среди которых особенно выделяются энергетические установки (100-110 дБ), компрессорные станции (100 дБ) и металлургические заводы (90-100 дБ). Значительный шум создают транспортные средства: автомобильный транспорт – 77-83 дБ, железнодорожный транспорт – 90-101 дБ и воздушный транспорт – 98-100 дБ.
Christian Fennesz - Bécs (2014)
«Вечером, особенно после школы, где достаточно громко, мне необходимо какое-то время провести в полной тишине. Даже говорить с кем-то сложно – голова болит. В такие моменты начинаешь понимать выражение «звенящая тишина». Ещё мне сложно засыпать с открытым окном, потому что я живу рядом с дорогой (Большой и длинный проспект пересекается с шоссе. А ещё есть железная дорога, от которой тоже достаточно шума).
Не уверена, что в наших реалиях возможно что-то с этим сделать. К слову, в Нидерландах в электричках есть отдельные вагоны тишины, где нельзя разговаривать вообще. Если пытаться это как-то переложить на наш транспорт, то могу сказать, что в новых электричках комфортнее ездить. В них хотя бы свои мысли слышно».
«Да, я ощущаю на себе последствия шумового загрязнения. Дома периодически слышу ссоры соседей. Окна выходят на разные стороны, откроешь одно — там регулярно дребезжит трамвай, другое — может играть музыка из чьей-то машины, но самое любимое — это автосигнализация на автоповторе в районе часа ночи. На улице раздражает звуковая реклама, в транспорте — люди, обсуждающие свою личную жизнь по телефону. В целом, мне кажется, у нас нет уважения к чужому праву на тишину.
Мне кажется, чтобы сделать звуковое пространство комфортнее, об этом нужно начать говорить на всех уровнях. На уровне государства определенные меры приняты (осталось их более тщательно соблюдать). Нужно воспитывать и объяснять, рассказывать, как звуковое загрязнение влияет на качество жизни и что каждый конкретный человек может сделать для себя и других, чтобы звуковая среда была экологичнее».
«Дело в том, что я живу на Лиговке, и тут ночью по дворам шатается много сомнительных персон. Достаточно часто под моими окнами кто-то кричит. Так как я живу на первом этаже, это доставляет неудобства. К тому же, рядом с моим домом находится парк, в котором допоздна развлекаются подростки, а иногда даже дерутся бомжи, что тоже не способствует здоровому сну. В остальном звуковая среда в центре достаточно комфортная. Наверное, чтобы шума было меньше, нужно просто улучшать криминогенную обстановку. А та проблема, которая у меня есть, очень сложно разрешима. Ну как можно запретить бомжам драться?»
Граница между звуком и шумом
Шум имеет свои социальные коннотации: относится к разным классам, возрастам, гендерам, этичностям. Поэтому определение шума различается для разных социальных групп и культур. Об этом писал историк шума Питер Бэйли. Таким образом, для одних людей шум – это сосед с перфоратором, для других – панк-рок музыка.
Шум, в отличие от звука, мы научились понимать: существуют гигиенические нормативы и государственные стандарты, благодаря которым мы понимаем, где проходит граница между звуком и шумом. Она проводится по количеству децибел.

Однако «децибел» – формальная единица, она ничего не говорит о содержании шума. Например, некоторые звуки природы могут быть очень громкими (ветер, водопад), но при этом они приятны с точки зрения содержания. В то же время очень тихий звук иногда может казаться невыносимым (скрип дверей, писк летающего насекомого).

The Beatles «Revolution 9» (1968)
География шума
Шумность может выражаться в географической локации: например, спальные районы на окраине города могут быть расположены возле автострады или железной дороги. Эти районы могут подолгу достраиваться, и шум стройки, скорее всего, будет мешать.
Так, самый низкий уровень тишины в Петербурге зафиксирован в центре города и на его промышленных окраинах – Петроградский, Адмиралтейский, Центральный, Фрунзенский, Красносельский и Кировский районы.

На этих территориях есть превышение шумовых норм, вызванное интенсивностью движения, плотностью застройки, близостью железнодорожных и транспортных магистралей. Самый высокий уровень тишины — это Пушкинский, Выборгский, Колпинский, Курортный и Кронштадтский районы.
Pierre Schaeffer — Études de bruits (1948)
Город — неоднородная среда, поэтому городской ландшафт никогда не будет равномерным, и однозначно сказать, как должна выглядеть идеальная звуковая среда относительно всего города, невозможно. Но стоит отметить, что действенных регуляторов акустической среды практически не существует. Кроме того, в мегаполисе мы живём среди других людей — это обязывает соблюдать чужие аудиальные границы и отстаивать свои. Для того, чтобы найти какие-то рамки, нужно договориться, что такое шум, и что шумом не является.
Результативным методом в борьбе с шумовым загрязнением также может являться снижение или устранение шума уже в процессе проектирования. Например, для предотвращения транспортного шума, крупные автомагистрали с многополосными шоссе необходимо строить на определенном расстоянии от жилых домов. Большое значение также имеют административные меры, к которым могут относиться ограничение звуковых сигналов уличного транспорта, упорядочение движения грузовых и легковых машин на определенных улицах, ограничение шума громкоговорителей, расположенных на улицах и площадях и так далее.
Мария Глебова