РОЛЬ САТИРЫ В ПУБЛИЦИСТИКЕ
Сатирическая журналистика стала одним из самых оперативных и действенных “фронтов” войны. Уже 22 июня 1941, в день начала войны, Кукрыниксы вывесили плакат-лозунг “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Это был художественный выстрел, мгновенно распространившийся по всей стране и задавший тон дальнейшему «артиллерийскому залпу» сатиры (Журнал "Крокодил".) Оперативность публицистики можно также наблюдать в серии “Окна ТАСС” “Взял фашист маршрут на Прут” (М.Черемных, 27 июня 1941).
Сатирические тексты и плакаты формировали единый эмоционально-семиотический код, который был одинаково понятен как в тылу, так и на передовой. Благодаря высмеиванию публицистические тексты становились доступными и понятными для всех, даже для малообразованных граждан. Образные обобщения сатириков доносили до народа понятные истины. В журнале “Крокодил” был создан пантеон униженных образов Гитлера и соратников ( серия “Берлинская разбоичья шайка”, рубрика “Фашизм без прикрас”) на языке сарказма объединяли читателя-фронтовика и читателя-тыловика. Это играло важную роль в создании общенационального единства и укреплении морального духа.
Колкий юмор карикатуры памфлета и фельетона “разоружал” образ противника в глазах советского народа. В сатире нет прямого обвинения, но она превращала врага в объект для насмешки, делая из Гитлера и его армии гротескных фигляров. Например, альбом карикатур Б. Ефимова “Цепной пес германского капитала”, который как и другие подобные журналы демистифицировал противника, лишал его ореола непобедимости и всемогущества, что крайне важно в условиях кровопролитной войны. Ироничное изображение врага как нелепого, глупого и трусливого персонажа не только поднимало боевой дух, но и вселяло уверенность в собственных силах.
Помимо этого сатира служила мощным средством пропаганды, направленным против врага. В такой форме образы становились более яркими и запоминающимися, поэтому поэтому глубже укоренялись в сознании людей и как следствие формировали устойчивое негативное отношение к немецкой армии. Высмеянный и приниженный образ врага становился более удобным для восприятия и, следовательно, для ненависти и борьбы с ним. Прямой призыв к действию и вербализацию ненависти был напечатан в фронтовой газете “Красная звезда” под громким названием, впоследствии ставшим лозунгом, “Убей немца!” (И. Эрнебург, август 1942).
Наконец, ирония снимала психологическое напряжение , превращая серьезную угрозу в фарс. Бороться со страхом и тревогой, неизбежными спутниками войны, было проще, если избегать прямого изображения ужасов войны, обходя цензурные ограничения и сохраняя психологическое здоровье населения.
Главная роль визуально-текстовой сатиры была не просто в сопровождении хроники войны, а во влиянии на ее эмоциональный настрой. Ирония была мощной формой пропаганды, но в то же время, она помогала людям выражать свои эмоции и находить отдушину в тяжелые времена.