САТИРА НА ПЕРЕДОВОЙ
Как карикатура и юмор помогали бороться с врагом
Великая Отечественная война – одна из самых трагичных страниц
в истории России. Выстоять в борьбе с фашистской Германией стало возможным только ценой величайших жертв. Немалую роль
в достижеррнии Победы сыграли деятели науки и искусства.
Сатира в годы Великой Отечественной войны играла большую роль в жизни страны. Она воодушевляла и поднимала дух наших людей на фронте и в тылу, укрепляла веру в Победу.
С первых дней войны художники- карикатуристы активно использовали центральную, местную и фронтовую печать, а также уличное пространство для создания сатирических образов врага. В их работах, наряду с жестокостью и коварством, подчеркивалась глупость и ничтожность нацизма, что позволяло разоблачить его истинную суть.
ЗНАЧЕНИЕ САТИРЫ В ГОДЫ ВОВ
Сатирическое искусство времен Великой Отечественной войны, отличавшееся высоким мастерством, получило мировое признание. Эта война показала, что советский народ прославился не только храбростью и стойкостью, но и не угасающим оптимизмом. Фронтовой юмор стал не просто важным историческим свидетельством, но и мощным идеологическим оружием, приблизившим Великую Победу.

В Советском Союзе пропаганда играла ключевую роль в государственном строительстве, наравне с военными и спецслужбами. Действуя в виртуальном пространстве, пропаганда, благодаря своей способности "глушить" альтернативные идеи, оказывала более заметное влияние, чем другие государственные структуры.
Над плакатами и карикатурами, выпусками «Окон» телеграфных агентств трудились художники разных поколений:
те, кто стоял у истоков советского плаката
«Окон РОСТА»:
Дмитрий Моор
Виктор Дени
Михаил Черемных
Владимир Лебедев Борис Ефимов
Кукрыниксы и многие другие
Самуил Маршак
Василий Лебедев – Кумач
Семен Кирсанов
Семен Гудзенко
Николай Тихонов
Степан Щипачев…
те, чья деятельность началась в 20-е 30-е годы:
подписи к плакатам и карикатурам сочиняли известные поэты:
Сатирическое искусство времен Великой Отечественной войны, отличавшееся высоким мастерством, получило мировое признание. Эта война показала, что советский народ прославился не только храбростью и стойкостью, но и не угасающим оптимизмом. Фронтовой юмор стал не просто важным историческим свидетельством, но и мощным идеологическим оружием, приблизившим Великую Победу.
В Советском Союзе пропаганда играла ключевую роль в государственном строительстве, наравне с военными и спецслужбами. Действуя в виртуальном пространстве, пропаганда, благодаря своей способности "глушить" альтернативные идеи, оказывала более заметное влияние, чем другие государственные структуры.
Советская пропаганда, опираясь на журналистику, литературу, искусство, кино и историю, создавала собственную модель мира, противопоставляя "наш" мир "чужому" и представляя его как более правильный и справедливый.
Идеологическая работа в СССР по своему содержанию и масштабу соответствовала сложности задач, стоявших перед государством и его вооруженными силами. Партия обладала всем необходимым для эффективной идеологической работы: достижениями социализма, марксистско-ленинским учением, информационно-пропагандистским аппаратом и квалифицированными кадрами. Идеологическая работа основывалась на политике партии и была неразрывно связана с вооруженной и идейной борьбой против фашизма.

Значительный вклад в патриотическое воспитание народа и его воинов в годы войны внесли историки. Обобщая опыт прошлых войн, они демонстрировали самоотверженную борьбу народов СССР против иноземных захватчиков, собирали материалы по истории Великой Отечественной войны и активно участвовали в военно-патриотическом воспитании.
ГЛАВНЫЕ САТИРИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ВОЕННЫХ ЛЕТ
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ
КРОКОДИЛ
"Крокодил" — старейший советский сатирический журнал, основанный в 1922 году. К моменту начала Великой Отечественной войны он уже был одним из самых популярных и уважаемых периодических изданий страны. "Крокодил" выполнял важную идеологическую и морально-психологическую функцию: его сатирические материалы помогали разоблачать врага, поддерживать боевой дух советского народа и армии, а также мобилизовать общественное сознание на борьбу с фашизмом.
Основные авторы и художники: В годы войны над "Крокодилом" работали ведущие советские писатели, поэты, художники и журналисты. Среди них:
Илья Ильф и Евгений Петров (публиковали сатирические заметки и фельетоны),
Михаил Зощенко (мастер сатирических рассказов),
Владимир Маяковский (его стихи и агитационные тексты использовались в начале 1940-х),
Демьян Бедный (известный своими язвительными стихами),
Кукрыниксы — творческий коллектив художников (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов), ставший символом сатирической графики советской эпохи.
Художники "Крокодила" создавали карикатуры, фельетоны, сатирические рисунки, которые обличали фашистских лидеров — Гитлера, Геринга, Гиммлера — высмеивая их трусость, жестокость, алчность и идиотизм.
"Карикатура на события"
визуальные комментарии к актуальным военным новостям.


"Фашизм без прикрас"
разоблачение зверств немецких войск на оккупированных территориях.


"Из фашистского лагеря"
высмеивание внутренней жизни Германии и её союзников.

"Наш ответ врагу"
патриотические зарисовки о героизме советских солдат.


Фельетоны и сатирические стихи, высмеивающие нацистскую пропаганду.
Журнал активно печатал как о злободневных темах фронта, так и о внутренних проблемах — тунеядстве, бюрократии, спекуляции — всё это подавалось через призму острой сатиры.
1
2
3
4
5
ФРОНТОВЫЕ ГАЗЕТЫ
Роль карикатур в армейских изданиях:
"Фронтовая иллюстрация"
"Красная звезда"
специализированное иллюстрированное приложение, выходившее к газетам. Здесь публиковались сатирические рисунки, плакаты, фотографии, показывающие успехи Красной армии и разоблачающие врага.
Во время Великой Отечественной войны фронтовые газеты играли огромную роль в поддержании боевого духа войск. Они быстро распространялись среди солдат прямо на передовой.
главная армейская газета, которая выпускалась ежедневно и направлялась на все фронты. Она содержала передовые статьи, сводки с фронтов, рассказы о героизме бойцов и командиров, а также сатирические материалы и карикатуры.

Поддержка морального духа солдат.
Визуальное осмеяние врага: фашистские лидеры изображались как жалкие, глупые, трусливые персонажи.
Напоминание о высокой цели борьбы — освобождении Родины от захватчиков.
Укрепление веры в победу через юмор, несмотря на тяжёлую обстановку.
ОКНА ТАСС
Окна ТАСС — уникальное явление советской агитационной культуры периода Великой Отечественной войны. Проект был создан вскоре после нападения Германии на СССР — в июле 1941 года. Он объединил лучшие силы советских художников и поэтов для ежедневного выпуска агитационных плакатов, выполненных в технике трафарета и живописи.

Плакатная агитация и сатира:
Плакаты "Окон ТАСС" были большими, красочными, заметными издалека. Они быстро доставлялись в города и деревни, на предприятия, в казармы, на вокзалы и площади.
Основная тематика: призывы к борьбе с врагом, высмеивание нацистов, поддержка патриотического духа, пропаганда трудового энтузиазма в тылу.
Работа была крайне оперативной: часто от идеи до готового плаката проходили всего сутки.
ГЛАВНЫЕ ДЕЯТЕЛИ САТИРИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И КАРИКАТУРЫ
КУКРЫНИКСЫ
М.Куприянов П. Крылов Н. Соколов
Кукрыниксы — творческий коллектив художников-карикатуристов, состоящий из Михаила Васильевича Куприянова (1903–1991), Порфирия Никитича Крылова (1902–1990) и Николая Александровича Соколова (1903–2000).
Биография и творческий путь:
Все трое познакомились в 1920-х годах, учась в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).
В 1924 году они начали работать вместе, подписывая работы коллективным псевдонимом "Кукрыниксы" (составленным из первых слогов их фамилий).
Они быстро стали знаменитыми благодаря своим язвительным карикатурам на внутренние проблемы Советского Союза, а затем сосредоточились на международной политике.
В годы Великой Отечественной войны Кукрыниксы стали одними из главных "боевых художников" страны, создавая сатирические плакаты, карикатуры для "Крокодила", "Правды" и "Окон ТАСС".
Примеры известных работ:
"Гитлер — военный гений" — саркастическое изображение фюрера после поражений на фронтах.
"Песня о Гитлере" — серия рисунков, демонстрирующая падение "третьего рейха".
Их рисунки часто изображали Гитлера в нелепых ситуациях: сбегающим от советских войск, плачущим на руинах Рейха, одетым в лохмотья.
Роль в пропаганде и награды военных лет:
Кукрыниксы были официально признаны "солдатами идеологического фронта".
Их творчество укрепляло ненависть к врагу и веру в Победу.
За свою работу были удостоены многочисленных наград, в том числе орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и медалей за оборону Москвы.
В послевоенные годы их вклад был высоко оценён, они стали академиками Академии художеств СССР.
БОРИС ЕФИМОВ
Борис Ефимов (настоящая фамилия Фридлянд; 1900–2008) — крупнейший советский карикатурист, журналист, редактор.
Биография (от революции до войны):
Родился в Киеве, с юности увлекался рисованием и политической сатирой.
В 1920-х переехал в Москву, работал в "Известиях", "Правде", "Крокодиле".
Его ранние работы критиковали капиталистический мир и славили достижения социалистического строительства.
К началу войны Ефимов уже был признан мастером политической карикатуры, особенно в области международных сюжетов.

В годы Великой Отечественной войны создавал карикатуры, разоблачающие нацистских лидеров.
Постоянно публиковался в "Правде", где его работы быстро стали одними из самых узнаваемых визуальных символов советской пропаганды.
В "Крокодиле" он создавал как сатирические серии на иностранных политиков (особенно на Гитлера, Черчилля, Рузвельта), так и на бытовые проблемы страны.
Его стиль — ясность замысла, выразительность образов, меткость художественной характеристики.
После Победы Ефимов продолжил работу в советской печати.
Был удостоен многочисленных государственных наград, в том числе двух Сталинских премий.
Его вклад в развитие политической карикатуры рассматривался как выдающийся: он стал символом советской сатирической графики XX века.

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ
Демьян Бедный (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов; 1883–1945) — советский поэт-сатирик, один из главных авторов агитационной поэзии.
Поэт-сатирик, автор текстов для "Окон ТАСС":
С начала 1920-х годов Демьян Бедный был ведущим сатирическим голосом советской литературы.
В годы войны активно сотрудничал с проектом "Окна ТАСС", создавая острые, краткие стихотворные подписи к сатирическим плакатам и иллюстрациям.
Его стихи отличались простотой языка, обилием народных выражений и сатирическим напором.
Его роль в создании агитационных материалов:
Его тексты служили идеальным дополнением к визуальной сатире: короткие куплеты делали содержание плакатов понятным каждому, даже неграмотному человеку.
Он писал агитационные стихи, призывающие к борьбе, высмеивающие трусость и жестокость врага.
Его работы помогали быстро и массово мобилизовать общественное сознание на борьбу с оккупантами.

ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ
Владимир Васильевич Лебедев (1891–1967) — выдающийся советский художник-плакатист, график и иллюстратор.
Художник-плакатист:
Лебедев начинал как авангардист, один из лидеров ленинградской школы графики 1920-х.
Работал над оформлением детских книг, а затем перешёл к агитационному плакату.
С началом войны активно участвовал в создании сатирических плакатов, в том числе для "Окон ТАСС".
Его плакаты отличались яркой, лаконичной композицией, минимализмом и остротой образов.
Стиль и влияние на военную пропаганду:
Использовал выразительные цветовые контрасты, упрощённые формы, чтобы делать образы максимально запоминающимися.
Его работы помогали быстро донести до зрителей основные агитационные посылы: ненависть к врагу, патриотизм, героизм.
Лебедев оказал огромное влияние на развитие советской визуальной пропаганды: его стиль сочетал художественную выразительность и практическую эффективность.

РОЛЬ САТИРЫ В ПУБЛИЦИСТИКЕ
Сатирическая журналистика стала одним из самых оперативных и действенных “фронтов” войны. Уже 22 июня 1941, в день начала войны, Кукрыниксы вывесили плакат-лозунг “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Это был художественный выстрел, мгновенно распространившийся по всей стране и задавший тон дальнейшему «артиллерийскому залпу» сатиры (Журнал "Крокодил".) Оперативность публицистики можно также наблюдать в серии “Окна ТАСС” “Взял фашист маршрут на Прут” (М.Черемных, 27 июня 1941).

Сатирические тексты и плакаты формировали единый эмоционально-семиотический код, который был одинаково понятен как в тылу, так и на передовой. Благодаря высмеиванию публицистические тексты становились доступными и понятными для всех, даже для малообразованных граждан. Образные обобщения сатириков доносили до народа понятные истины. В журнале “Крокодил” был создан пантеон униженных образов Гитлера и соратников ( серия “Берлинская разбоичья шайка”, рубрика “Фашизм без прикрас”) на языке сарказма объединяли читателя-фронтовика и читателя-тыловика. Это играло важную роль в создании общенационального единства и укреплении морального духа. 



Колкий юмор карикатуры памфлета и фельетона “разоружал” образ противника в глазах советского народа. В сатире нет прямого обвинения, но она превращала врага в объект для насмешки, делая из Гитлера и его армии гротескных фигляров. Например, альбом карикатур Б. Ефимова “Цепной пес германского капитала”, который как и другие подобные журналы демистифицировал противника, лишал его ореола непобедимости и всемогущества, что крайне важно в условиях кровопролитной войны. Ироничное изображение врага как нелепого, глупого и трусливого персонажа не только поднимало боевой дух, но и вселяло уверенность в собственных силах.


Помимо этого сатира служила мощным средством пропаганды, направленным против врага. В такой форме образы становились более яркими и запоминающимися, поэтому поэтому глубже укоренялись в сознании людей и как следствие формировали устойчивое негативное отношение к немецкой армии. Высмеянный и приниженный образ врага становился более удобным для восприятия и, следовательно, для ненависти и борьбы с ним. Прямой призыв к действию и вербализацию ненависти был напечатан в фронтовой газете “Красная звезда” под громким названием, впоследствии ставшим лозунгом, “Убей немца!” (И. Эрнебург, август 1942).

Наконец, ирония снимала психологическое напряжение , превращая серьезную угрозу в фарс. Бороться со страхом и тревогой, неизбежными спутниками войны, было проще, если избегать прямого изображения ужасов войны, обходя цензурные ограничения и сохраняя психологическое здоровье населения. 
Главная роль визуально-текстовой сатиры была не просто в сопровождении хроники войны, а во влиянии на ее эмоциональный настрой. Ирония была мощной формой пропаганды, но в то же время, она помогала людям выражать свои эмоции и находить отдушину в тяжелые времена.

АВТОРЫ
Виктория Шалда
Ксения Трегубова
Виктория Рыжова
Наталья Губанова