Родился 6 июля (21 июня) 1907 года в Полтавской губернии. Учился
и успешно окончил художественное училище в Ленинграде - городе,
в котором началась его журналистская карьера. Дебютировал как литработник в первой советской газете для молодёжи “Смена”. В 1924 году переехал в Москву, где на следующий год стал сотрудником только открывшейся газеты “Комсомольская правда”. За время работы получил неофициальный титул “короля репортажа”.
Редакция поручала Розенфельду самые разнообразные задания. Вначале это была хроника столичного дня, отчеты о спортивных состязаниях. Потом, еще в 1925 и 1926 годах, вместе с международными делегациями рабочей молодежи он объездил многие города страны, побывал на Украине, в Грузии, на Урале, в родном Ленинграде, где учился и вошел в жизнь. Он не только знакомил иностранных друзей с родной страной, но и сам знакомился с ней, постигал ее широкие планы, пафос великого индустриального строительства, развертывавшегося повсюду. Постепенно у него вырабатывался свой „журналистский почерк“, стремительный и вместе с тем экономный и выразительный. Его заметки (даже если они и не имели подписи) всегда можно было узнать. Он писал репортажи со съездов и конференций, его голос не раз слышали москвичи во время передач с Красной площади. Редакция посылала его участвовать в автопробегах и испытании аэросаней, летать на опытных аэростатах
Михаил Черненко
Кинорежиссер
С конца 1920-х жизнь Розенфельда превратилась в череду необычных путешествий:

  • 1929 - экспедиция в Туркмению с академиком Ферсманом
  • 1930 - исследование Монголии
  • 1932 - перелёт на советском дирижабле Москва-Ленинград
  • 1933 - подъём затонувшего "Садко" с участием известных писателей
  • 1934 - кругосветное плавание на ледоколе "Красин"
Многое из путевых дневников потом превращалось не только в газетные заметки, но и в книги (некоторые из них он сам же адаптировал под киносценарии). Так, экспедиция по Монголии стала источником вдохновения для повести «На автомобиле по Монголии» (1931). Кроме того, Розенфельд был талантливым писателем-фантастом, и его главным опусом в этой сфере принято считать “Ущелье Алмасов” (1935) - это повесть о страшных мифических существах из народных поверий:


Алмасы?.. Но разве вы не слыхали про Алмасские горы и про неведомых людей из недоступных ущелий? О-о! Тогда вы должны узнать загадочную историю, которая занимает меня вот уже тридцать лет… Однажды в селении «Светлая степь», возле Желтой пустыни, — начал он, — во время снежного бурана монголы попрятались в юрты. Внезапно все собаки кочевья с безумным лаем кинулись на холмы. Кочевники выскочили за ними и в страхе застыли от того, что им пришлось увидеть. В бушующем урагане, в вихрях падающего снега с диким ревом метался черный волосатый человек…
Карьера Розенфельда началась на Халхин-Голе и Хасане, продолжилась в Западной Беларуси, Прибалтике, Испании и Финляндии. В Испании он написал очерки «Рейс в Испанию». Работал в гуще событий: «Писал он обычно на «передке» – в солдатском окопе, в блиндаже. Его корреспонденции дышали боем» (Д.И. Ортенберг).

Перед войной хотел уйти из «Комсомольской правды», чтобы работать над книгой о Чкалове, но в 1941 году добровольцем отправился на фронт. Стал интендантом 1-го ранга, затем спецкором «Красной Звезды».



Его материалы рождались под огнём. Он писал и
о подвигах коллег: «Бывало, рядом рвались мины,
но газета выходила беспрерывно... С гранатами
в руках сотрудники отбивались от врага. Наутро газета, как всегда, вышла в свет». Орден Красной Звезды получил за то, что «проявил себя мужественным, отважным воином», выполняя задания в глубоком тылу врага.

«В этот день над полем под Лозовенькой постоянно висело самолетов тридцать или больше, немцы. Они не покидали небо до тех пор, пока их не сменяли другие эскадрильи, заправленные бомбами и пулеметными лентами. Бомбежка длилась весь день. Бомба или пуля непременно находила человека, лошадь или грузовик. Впрочем, все поле было изрезано балками, и поэтому те, что шли низом, подвергались меньшей опасности. Имея карты, мы знали, что надо в течение дня постараться выйти к восточной части кольца окружения и, когда стемнеет, попытаться прорваться к Донцу. В затишье накануне наступления к нам в часть приезжали два московских писателя, Джек Алтаузен и Михаил Розенфельд, побывали на батарее, беседовали с солдатами. Джек Алтаузен читал стихи, которые мне очень понравились. <...> Под вечер я встретил кого-то с нашей батареи, и он сказал: „Помнишь, приезжали писатели? Ты еще их спрашивал о чем-то. Оба убиты. Только что. Когда танки пошли“».
Пал в ходе Изюм-Барвенковской операции под Харьковом 27 мая 1942 года. Его последнее появление было зафиксировано у станции Лихачёво (ныне в черте города Первомайский).
В том же бою погиб и сопровождавший его на фронте Джек Алтаузен. Последнюю встречу
с ним вспоминает переводчик Наум Гребнев:
Его последний материал, вышедший в 116 номере “Красной звезды” за 20 мая 1942 года был посвящён ликвидации
208-го полка армии Вермахта на Харьковском направлении. Он пишет о панических настроениях среди захваченных в плен немцев, зверствах с их стороны по отношению к мирным жителям. Текст завершался фрагментом, в котором видишь надежду на окончательную победу вопреки всему. Закладывался ли такой смысл или это просто случайно возникший символ, теперь уже не узнать:

Источники
  1. РГАЛИ. Ф. 631 (Личные дела сотрудников «Красной звезды»). Оп. 15. Д. 42.
  2. № 116 от 20.05.1942. Архив газеты «Красная звезда».
  3. «Записки военного переводчика» (М.: Советский писатель, 1985).
  4. Дневники участников // РГАВМФ. Ф. Р-2192. Оп. 2. Д. 15.
  5. Музей «Комсомольской правды» (Москва).
  6. РГАКФД. Фонд «Журналисты на фронте».
  7. Гребнев Н. «Война была самым серьезным событием моей биографии»
  8. Г.М. Прашкевич «Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна»
  9. М. Н. Розенфельд «Ущелье алмасов» 1957, Барнаул
  10. Газета «Красная звезда» номер 103 от 5 мая 1942 г.