Эпоха Возрождения
"Чапаев", "Золушка", "Петр Первый", "Труффальдино из Бергамо"- одни из самых знаменитых фильмов отечественной кинематографии. Они являются творениями "Ленфильма", известного каждому поколению. Но не многие в курсе, через что пришлось пройти старейшей кинокомпании России. Как выглядит сегодня "звезда" производства советского кино и как она развивает кинокультуру в Петербурге?
1914-1991
Образованная на основе военно-кинематографического отдела "Скобелевского комитета", студия начала свою работу при последнем русском императоре. Стремительное развитие, завоевание наград и зрительских сердец началось с приходом к власти большевиков. 60 картин в год не было пределом, как и полная заполняемость залов.
Отдел неоднократно сменит свое название по внутриполитическим и экономическим причинам, но суть будет одна: здесь родятся величайшие картины.
Студия переживет Вторую Мировую. Работники эвакуированного в Казахстан "Ленфильма" будут работать над боевыми киносборниками.
В последующие годы, вплоть до кризиса 90-х годов, будет выпущено 14 картин, каждая из которых получит минимум 1 премию.

Рабочий момент со съёмок фильма-оперы "Евгений Онегин". Реж. Тихомиров, к/ст "Ленфильм". 1959 год
1990-2000
Наступает самый большой кризис для киностудии: засилие сериалов и полное отсутствие съёмок. Изменения во всех сферах общественной жизни ( кризисы 1990-х и дефолт 1998 года, внедрение "зарубежных мод" в культуру) приводят к практически нулевому интересу жителей к отечественному кино. Не без горечи вспоминает каждый из сотрудников пустующие залы.
Съемки фильма «Этаж» («Золотые соседи»). Режиссер картины — Стас Мареев, а генпродюсер — Эдуард Пичугин.
2013-...
Полупустые коридоры старейшей российской кинофабрики начинают медленно оживать. Банк ВТБ выдает студии кредит на 1,5 миллиардов рублей. Кроме того, киностудия получает госсубсидию на производство 15 фильмов.
Эдуард Пичугин, генеральный директор "Киностудии Ленфильм", в интервью "Санкт-Петербургу" признается, что сумма достаточная, чтобы сделать то, чего нет в России, ведь "весь город как гигантская, огромная декорация".
С этого момента начнется новый этап в развитии киностудии. Период затишья пережит. Контакт с жителями вновь установлен. У "Ленфильма" в сценарном портфеле 12 проектов, которые планируется снять и которые активно обсуждаются Минкультуры. Активно развивается Ленфильм-клуб, о встречах в котором нам рассказал Артемий Аграфенин, специалист отдела информации и зарубежных связей киностудии.
"Встреча Ленфильм-клуба проходит просто. Мы анонсируем показ. Зрители регистрируются по телефону или таймпад. Мы стараемся пригласить представителей съемочной группы или экспертов для обсуждения просмотренного фильма. Высказаться или задать вопрос может каждый, кто поднимет руку. Бывает кино хвалят, бывает кино окунают, а бывает и так, что зритель учится чему-то новому".
Помогает в развитии кинокультуры в Петербурге выставочное пространство, которое постоянно обновляется.Наибольший интерес у зрителей вызывают съёмки. К сожалению, попасть на съемочную площадку достаточно сложно, поэтому раскрытие Ленфильма происходит в «ночь музеев». В акции 2019 киноцентр «Ленфильм» посетили 13000 человек. Гости смогли увидеть реквизит и костюмы из всеми любимых советских фильмов: «Человек-амфибия», «Двенадцатая ночь», «Чапаев» и многих других. На третьем этаже киноцентра всю ночь показывали программу короткометражных фильмов, подготовленную Молодежным центром Союза Кинематографистов Санкт-Петербурга. Рядом, в кафе «Дранковъ», развернулась фотовыставка — работы фотографа Андрея Федечко с последней кинокартины «Ленфильма» – «Этаж». Были открыты первый, второй и четвертый павильоны, где проходили всевозможные интерактивные мероприятия. Благодаря подобным ивентам Ленфильм занимаеет лидирующие позиции по посещаемости.

Догнать и перегнать?
Говоря о возрождении студии, стоит упомянуть о достаточно печальном факте: сегодня Ленфильм практически не снимает собственных фильмов. Причина: практически все снимаемые картины — арт-хаусные, как следствие, не всем приходятся по душе.
В разговоре с Артемием Аграфениным, специалистом отдела информации и зарубежным связей, выяснялось: "Киностудия уже никогда не будет такой, какой была в советское время. «Ленфильм» - это прежде всего огромный студийный комплекс, производственная база, которая помогает снимать фильмы другим. Нынче у каждого продюсера и режиссера есть своя маленькая брендированная компания. Но у них нет техники, реквизита и костюмов. Все это они берут на Ленфильме. Как и специалистов."
Подводя итоги, можно сказать, что единственное, в чем нуждается российский кинематограф — зритель. Любящий и желающий смотреть кино, заставляющее задуматься.

Ближайшие встречи Ленфильм-клуба: 16 октября – вечер памяти Менакера (коллеги и члены семьи);
23 октября – "Арахисовый сокол" (фильм зарубежный, поэтому с кинокритиками);
30 октября – День анимации (спикеры ещё не утверждены).
Албегова Элеонора