Кто такие
птюч
и ом?
Давайте погрузимся
в 90-е, атмосферу свободы, самовыражения, нарушения правил. В том числе —
в глянце, который оставил после себя яркий след
в истории журналистики.
Одна из ярких эпох российской истории — девяностые. «Птюч»
и «ОМ» — два самобытных, уникальных журнала, которые освещали события страны;
их по праву можно назвать «национальным глянцем».
ПТЮЧ
ПТЮЧ
Птюч — культовый журнал девяностых, рассказывающий
без цензуры о жизни молодежи, трендах. Читателей привлекали яркие, броские обложки, острые темы. Людям хотелось свободы, хотелось отвлечься от социальных реалий, и "Птюч" справлялся с этой задачей, — не обратить внимание
на этот журнал, когда он попадал
в поле зрения, было сложно.
Презентация журнала была абсурдной, в настоящее время это сложно представить. В вестибюле метро «Красные ворота» вечеринка, еда, куча людей. Напитки стоят прямо на перилах эскалатора. Люди — нарядные, никуда не спешащие, сидят на ступеньках, знакомятся
с новым журналом.
«Птюч» смело
поднимал острые
темы. Открыто
и красиво заявлять
об андеграунде
не каждый сможет.
Журнал не имел
конкретной концепции.
На одной полосе спокойно могли
выпустить совершенно разные материалы. Один материал
про ночную тусовку: алкогольные напитки, техно, цветные колготки, алые мини-юбки, флирт. Рядом находился текст про здоровье, где Доктор Мустафа отвечает на письма читателей.


«Чтобы читать «Птюч», надо быть более бессознательным. Нужно уметь отключать свое сознание», — говорит Игорь Шулинский
в относительно недавнем интервью Vogue.
Журнал был объемным, от 80 до 100 страниц, как маленькая книга, открывающая дверь в большой мир рейва и эпатажа. Где места хватало и визуалу,
и текстам.


«Птюч» был
близок молодежи.
Простота выражений,
нецензурная брань,
тексты, как рассказы друзьям
или дневниковые записки, скрашивали большой разрыв статусов повествователей
с читателем. Хотя и сами авторы
не были старыми журналистами. Они не учили жить, а рассказывали о жизни.
В одну реку дважды не войти —
популярная пословица,
описывающая эксклюзивность
«Птюча». В 1990-е годы российское
общество менялось, уходила целая
эпоха, приходили гиганты издательского дела — пионеры медиаглобализации: «GQ», «Vogue», «Cool», «Bravo», потому маленькому московскому журналу все сложнее было оставаться на плаву. В 2003 году вышел последний выпуск «Птюча». Изменение сознания людей, порядком надоевшие
статьи про вечные тусовки, броскость, острые материалы — этим сложно долго наслаждаться.
Уставали не только
читатели, но и сами
издатели. В 2021 году
был выпущен архив
«Птюча», теперь
статьи журнала
может увидеть
любой желающий.
Птюч, 1998
«Птюч» не подписывал авторов материалов, что давало им полную свободу слова. Журнал рассказывал читателям не только о ночных вечеринках, но и о мире моды, искусства, кино, музыкальных новинках, людях, здоровье, клубных новостях России и зарубежья. Каждый выпуск был экспериментом, и это касалось не только ярких текстов, но и обложек, фотографий. Каждый выпуск был самобытным
и выразительным. Несмотря
на отсутствие какого-либо визуального единства, журнал был узнаваем. Его особенностью были кислотные цвета и неформальная верстка, тексты порой были нечитаемы. А нужно ли было
их читать? Или страницы «Птюча» просто радовали глаз?
ОМ
ОМ
Однако «Птюч» был не единственным ярким представителем глянца
в России в 90-е. «ОМ» был более гламурным, сдержанным, читабельным. Простая верстка,
но такая же цепляющая обложка. Мода, музыка, красивая речь, отсутствие нецензурной лексики, — всё это про «ОМ». Это был продукт для широких масс, простой,
понятный. Несмотря
на это журнал
получал множество
наград, одна из таких
— «Лучший журнал»
в национальной
премии «Овация».
«ОМ» формировал
своего читателя —
свободного
человека с хорошим
вкусом в музыке, кино
и искусстве.


«ОМ», как и «Птюч»,
просуществовал
до середины нулевых. В 2004 году Григорьев предпринял попытку реанимировать журнал, но она
не увенчалась успехом, и в 2006 году журнал закончил своё существование.
Журнал рассказывал, как можно пробраться на закрытую презентацию нового фильма,
о книгах, которые считаются классикой и почему. Журнал жаждал красных дорожек, модных показов, фестивалей. Большое внимание уделялось культовым
и популярным группам: «Мумий Тролль», «Братья Грим», «Сплин», многие солисты и участники групп красовались на обложках. Главный редактор "ОМа" Игорь Григорьев заявляет, что на основе журнала будут «изучать новейшую историю нашей с вами страны».
Если говорить про броский, острый андеграунд, то можно предположить, что на смену «Птючу» сегодня пришли телеграм-каналы,
а также локальные неизвестные журналы. Они комментируют актуальные темы, рассказывают
про клубную жизнь молодежи,
об интернет-героях.

Глянец девяностых — это стиль, эпоха, шарм свободы. Хочется
верить, что мы увидим еще что-нибудь подобное — нетипичное
и яркое — в витринах «Первой полосы» и «Роспечати».
Мария Митина
Автор
Мария Хромова
Верстальщик