познер будет дудь
Школьники при журфаке СПбГУ
рассказывают о своём идеале журналиста и подшучивают над святая святых российской журналистики

Часть 1

Анатасия Кругликова
Сердечники мира сего

Мой идеал журналиста берёт интервью для «Космополитена». Рассказывает о Большом театре на телеканале «Культура». Ведёт свою колонку в «Русском репортёре». Мой идеал журналиста: а. – любит делать то, что делает, и б. – делает это хорошо. Других универсальных критериев у меня нет. Потому что для интервью в «Космо» и эфира на «Культуре» нужно уметь делать разные вещи.

Единого набора личностных качеств для журналиста не существует. Чтобы стать телеведущим, будь это «Вести» или телешоу формата «Наедине со всеми», необходимо обладать почти рафаэлевскими пропорциями тела и логопедической дикцией. Но лишняя сотня килограмм и полный набор речевых дефектов не помешают подготовить качественный репортаж. В каждом жанре у журналиста тоже определённая роль. В интервью, например, ему нужно оставаться «невидимым». Не забивать треть эфирного времени рассказами о своих детях/собаке/кстати-послушате-как-я-однажды, как позволяют себе Наталья Синдеева или Владимир Познер, а быть «в расфокусе». А вот в рецензии журналист не может не фокусироваться на своём мнении. Поэтому сравнить двух интервьюеров можно, но работу журналистов в разных родах и жанрах – нет.

А реально ли без субъективности, без «мне не нравится изгиб бровей ведущего» определить, что такое «хорошо» для материала? Есть один, но универсальный критерий – соблюдение этических норм. То, что не многие из них оформлены юридически, не повод для журналиста их не придерживаться, если хочется сделать «хорошо», а не журнал «Тайны звёзд». Поэтому заголовок «Чёрно-белые карты Обамы» – не «хорошо». Снимать рок-звезду Земфиру у гроба её матери – не «хорошо». Журналисты, которые работают таким образом, работают на себя, а не на своё дело.

Вот он, один из ключевых моментов для журналиста – любить своё дело, а не себя в этом деле. Любоваться тем, что и как удалось донести с экрана, будь это даже простая новостная сводка, а не тем, как ты смотришься на экране. Не своим рейтингом. Не своей ой-как-удачно-рассказанной-историей. Американец Генри Люс, создатель журналов «Time», «Fortune», «Life» и других изданий, однажды сказал: «Я стал журналистом, чтобы максимально близко подойти к сердцу мира». Мой идеал журналиста любит и умеет делать своё дело именно потому, что его цель – не он сам, его цель – подойти к этому сердцу. Не так важно, со стороны «Космополитена» или канала «Культура». Просто журналист должен быть таким мировым сердечником.

Один из ключевых моментов для журналиста – любить своё дело, а не себя в этом деле. Любоваться тем, что и как удалось донести с экрана, будь это даже простая новостная сводка, а не тем, как ты смотришься на экране. Не своим рейтингом. Не своей ой-как-удачно-рассказанной-историей
Математик меняет профессию

Помню, как в детстве любила ходить на работу к родителям. Нравилось, как взрослые смотрели на меня, дарили конфетки, угощали чаем. «Какая милая у вас девочка, на папу похожа», – любимая фраза всех сотрудников редакции газеты «Свирские огни». А ещё помню эту постоянную спешку перед выпуском очередного номера. Гул от печатной машины, который было сложно перекричать. «Маша, туда нельзя! Там люди работают!», – каждый раз повторяла мама, хотя я итак помнила этот запрет с первого раза. Да и вообще, я боялась этой страшной машины! Но именно в доме №3 по улице Исакова, в возрасте четырёх лет я узнала, что у моей мамы лучшая профессия. И она для меня в ней лучшая.

«Каждый журналист должен быть хоть немного математиком, ведь чтобы писать отличные тексты, нужна хорошая логика. А её развивает только математика», – любимая фраза моей мамы Надежды, по образованию учителя математики. Но после окончания университета по профессии мама отработала недолго. Поняла, что это не её. Тогда она решила получить второе образование и поступила на редактора массовых изданий. Во время учёбы подрабатывала в местной газете: писала маленькие заметки. Но за два года стала редактором районных «Свирских огней», что было престижно для нашего маленького города Подпорожье.

«Даже если в редакции останется один человек, газета должна выйти в срок», – девиз, которого придерживалась мама, пока работала там. Однажды, когда все корреспонденты заболели, она одна написала все тексты под разными псевдонимами и отправила в печать. Номер вышел вовремя, а читатели даже не заметили, что все материалы там писал один человек. Проработав в газете 10 лет, мама открыла свой журналистский кружок. «Затянуло её всё-таки в педагогическое болото», – шутили коллеги.

Я считаю, что идеальный журналист должен уметь не только легко находить общий язык с людьми, писать хорошие тексты, но и передавать свой опыт другим людям, учить их. Тяжелее всего, когда эти люди – дети. Ведь именно от тебя зависит то, как и о чём они будут писать. Среди маминых выпускников работники телевидения и популярных изданий. А те, кто после журналистского кружка решили не связывать жизнь с этой профессией, всё равно иногда пользуются полученными навыками и знаниями. Например, в новогодних стенгазетах на работе. А что? Это тоже своего рода журналистика!

Идеалом может быть не только известная медийная личность, но и человек, который около 10 лет проработал и редактором, и журналистом. А следующие 12 лет помогал таким же запутавшимся людям, как и я. Которые за год до поступления в университет не могут выбрать: «Журналист или всё-таки учитель?». Наверное, этот выбор мне передался по наследству.

Мария Шилина
«Каждый журналист должен быть хоть немного математиком, ведь чтобы писать тексты, нужна хорошая логика. А её развивает только математика» – любимая фраза моей мамы-журналиста, но математика по образованию

Анастасия Дубинникова
Да кому нужна эта ваша свобода?

Ненависть к журналистам оправдана. Залезать в чужое пространство, перевирать факты, выставлять героев материалов в плохом ракурсе – это все, если не ежедневные, то частые поступки СМИ. Но кто будет спорить с тем, что есть и жертвенные люди в этой профессии. Кто-то рискует репутацией, кто-то – деньгами, а кто-то – жизнью. Для меня идеалом журналиста как раз и является человек, готовый идти на конфликт с общественным мнением, руководством или стереотипом журналиста жёлтого издания.

СМИ, естественно, формируют общественное мнение. Но бывает, что даже новости пропитаны субъективизмом. Тогда массовый вывод из прочитанного повторяет позицию издания, навязанную кем-то «свыше». И учитывая, насколько много подобных материалов, хочется сказать, что это одна из черт, которой мой идеал журналиста лишён. Мой идеал журналиста обладает свободой слова и может напечатать текст с «некремлёвской» позицией.

Мой идеал журналиста не ставит интервьюируемого в неловкое положение своими вопросами и не заваливает его провокациями. Он не пишет скандальные заголовки о потере веса Аллы Пугачёвой и беременности Филиппа Киркорова. Мой идеал журналиста не ставит себя на первое место в интервью и не рассказывает всей стране о том, как «однажды в детстве»… Он не публикует новость через неделю после события. Не пишет материалы длиною в 250 тысяч символов, хотя можно было бы выложить мысль в одной. Мой идеал журналиста едет в горячую точку и не сомневается, надо ли оно. Он абсолютно уверен, что выбрал ту профессию и что, хоть его многие и не любят, он делает что-то полезное.
Для меня идеалом журналиста является человек, готовый идти на конфликт с общественным мнением, руководством или стереотипом журналиста жёлтого издания
Осёл с манерами лошади

В каждом новом возгласе «журналист должен» и «журналист не должен», вызванном очередным нашумевшим материалом, часто чувствуются фальцетные ноты возмущения толпы. Конечно, каждый второй лучше знает, как написать материал, у кого узнать о последних событиях и чем лучше заменить некорректное слово во втором предложении третьего абзаца. На словах все это просто, как склеить два листа бумаги, если под рукой уже открытый клей-карандаш и два чистых А4.

Но на деле получается так, что, как бы ни старался учитель начальных классов написать хорошую новость, как бы ни распинался главный бухгалтер юридической конторы по поводу своих литературных способностей, как бы ни хотелось ведущему биологу Академии наук сделать яркий материал о звёздах шоу-бизнеса, – ни у кого из них этого не получится. Это не их работа. Журналистике необходимо учиться, как и любой другой профессии. Необходимо понять структуру новости, психологию интервью и основные принципы работы СМИ.

И, несмотря на то, что, как и в любом другом ремесле, в журналистике есть много навыков, которым учат умные преподаватели с факультетов журналистики, есть в ней и то, чему, даже окончив бакалавриат и магистратуру лучших университетов России, научиться не получится. Особенно – талант. Талант находить свежий материал, талант красиво его преподносить, талант вытягивать из людей необходимую информацию.
Ценнее всего в журналисте те качества, которые, проявляясь в нём, не могут повториться в другом, работающем в конкурирующем издании, журналисте. Цепкость, Мобильность, Оперативность, Общительность, Сообразительность и Эрудированность – всё это имена тех звёзд, с которыми, подобно продюсеру в шоу-бизнесе, так хочет поработать каждый журналист. Только благодаря ним до журналиста снизойдёт Успех.

Но без труда не поможет никакой талант. Без него не получится ничего того, что обыкновенно случается в жизни с отличными людьми. Хороший журналист, безусловно, делает огромный объём черновой работы. Поэтому до того сладостного момента «Пришествия Успеха журналисту», необходимо будет немало побегать по районным конкурсам чтецов, муниципальным советам и совещаниям, где решается вопрос о высадке новой берёзы на воображаемой и богом забытой улице Пушкина, побывать не на одном концерте школьных коллективов и не в одном кружке кройки и шитья.
В голове у хорошего журналиста не звучит того фальцета, постоянно напоминающего ему о том, что «должен», а что «не должен» делать хороший журналист. Профессионал молча совмещает в себе разнообразные качества, одновременно выполняя работу осла, запряжённого в телегу, и манеры парадной лошади Его Императорского Величества, не обращая внимания на крики негодующей толпы.

Богдан Хилько
Без труда не поможет никакой талант. Без него не получится ничего того, что обыкновенно случается в жизни с отличными людьми. Хороший журналист, безусловно, делает огромный объём черновой работы

Мария Гостева
Не идеальные, но лучшие

Каким должен быть идеальный журналист? Принципиальный, честный, сильный духом, неподкупный, или умеющий найти выгоду и ориентирующийся на чужое мнение? Какие качества ему присущи?

Лично для меня не существует понятия "идеальный", поэтому я не могу назвать качества такого человека. Не бывает такого журналиста. Как не бывает идеального врача или преподавателя. И тот, и тот могут быть профессиональными, уникальными, любящими свою работу. Так и в журналистике. Мы можем видеть человека, статьи и репортажи которого заставляют думать, а не принимать всё за чистую монету, но доказывает ли это его идеальность? Нет. Но я по-настоящему верю в то, что существует немало журналистов, с которых стоит брать пример.

Могу назвать Ларри Кинга с его неподдельным интересом к герою, с его эрудированностью, искренностью, объективностью. Доказательством этого может быть количество интервью Ларри: за его профессиональную деятельность более 40 000! Отличительную особенность этого интервьюера высказал более молодой журналист Юрий Дудь, сказав, что профессионализм в этой сфере заключается в том, чтобы за вашими вопросами не было видно "вас". Чтобы всё, что происходит в кадре или на бумаге было только про героя. Не про свою семью, не про личное мнение интервьюера и даже не про его отношение к тому, с кем он говорит, а про самого главного человека в этом разговоре. Настоящий журналист будто обволакивает собеседника, давая читателю или зрителю получше в нем разобраться.

Идеальных быть не может, но могут быть лучшие: Дэвид Рэндалл, Леонид Бершидский, из тех, кто помоложе Илья Красильщик, Никита Лихачёв. Их выделяет лишь одно качество, которое включает в себя всё, что приходит на ум и это не достижение абсолютного совершенства, а профессионализм. И не важно, идеальные они или нет. Важно то, что они интересны людям, а значит лучшие в своей сфере, и на это стоит равняться.
Идеальных быть не может, но могут быть лучшие: Дэвид Рэндалл, Леонид Бершидский, из тех, кто помоложе Илья Красильщик, Никита Лихачев. Их выделяет лишь одно качество, которое включает в себя всё, что приходит на ум, и это не достижение абсолютного совершенства, а профессионализм. И не важно, идеальные они или нет
Часть 2
Как сделать качественное интервью?
Берём пример с популярных российских интервьюеров
1. Прежде всего спросите, сколько ваш собеседник зарабатывает
2. Теперь расскажите о себе. Чем подробнее, тем лучше
3. Ни в коем случае не давайте собеседнику говорить. Выражайте свою точку зрения максимально подробно, это всем интересно. И не забывайте демонстрировать своё превосходство над собеседником

4. Дальше действуйте как Иван Ургант
5. Да, и без абстрактных отступлений у вас нет шансов
Отлично, вы знаете основные правила!
Время открывать собственную передачу
Подготовила Анастасия Кругликова
Фото с обложки: primorye24.ru