ПО БЕЗДОРОЖЬЮ ВРЕМЕНИ
2020
«Хочешь прокатиться на мотоцикле?» — спросили меня этим летом. От одного только вопроса у меня волосы встали дыбом. Сесть на этого двухколесного монстра?! Да никогда! А 40 лет назад многие отдали бы всё, чтобы прокатиться на байке. Как же выглядел в то время мотоспорт?
1885
СТАРТ
и сразу финиш...
Мотоспорт зародился в 1885 году, когда немецкий конструктор Готтлиб Даймлер изобрёл первую механическую повозку. Их использование ограничивалось властью, так как они не внушали особого доверия.

И только в 1899 состоялись первые гонки в Вене. Гонки без правил. Удивительно, но первые соревнования экипажей состоялись на год раньше в России.

Готтлиб Даймлер
Немецкий инженер, конструктор и промышленник.
Покровителем отечественного мотоспорта стал сын Сталина, Василий. Он инициировал производство мотоциклетной техники и призывал граждан к посещению соревнований в обязательном порядке. С 1908 года наши спортсмены начали участвовать в международных соревнованиях. Особого успеха удалось достичь в мотокроссе, мотогонках на льду, мотоболе, спидвее, мотомногоборье и шоссейно-кольцевых гонках.
Анастасия Нифонтова
Чемпионка мира по кросс-кантри ралли FIM 2015 года. Двукратная вице-чемпионка мира. Серебряный призёр Ралли «Дакар» — 2017. Единственная в России девушка, входившая в тройку призёров на международных мотоциклетных соревнованиях уровня Кубка мира.
Илья Маликов
Победитель Чемпионата России 2017. В 2017 вошёл в ТОП-10 Кубка Европы. Мастер спорта по мотоспорту. Ведёт канал на YouTube, посвящённый экстремальному мотоспорту.
Евгений Бобрышев
Двукратный чемпион Великобритании по мотокроссу. Пятикратный чемпион России. Занял 3 место в Чемпионате мира по мотокроссу 2015, 4 место в 2011, 5 место в 2016.
Александр Тонков
Чемпион России по мотокроссу 2017 года. В 10 и 14 лет занял 4-е место на чемпионате мира. В 13 лет выиграл командный чемпионат России, а в 15 снова стал чемпионам страны. В 14 получил серебро на Чемпионат Европы.
Мы — часть истории
Что для вас значит история мотоспорта?
Когда ты еще ребёнок, то, естественно, не можешь точно определить, какой вид спорта больше по душе. Ты ориентируешься на мнение и желание родителей. Со временем начинаешь проявлять интерес сам, ставить цели, анализировать свои результаты. В общем, углубляешься в любимый спорт с головой. А история твоего увлечения — это не то, что задают по обязательной программе в школе, это то, что тебе самому интересно знать. Мне всегда была интересна жизнь русских чемпионов по мотокроссу. Не настройки мотоциклов, не эволюция мототехники, а расписание дня, количество тренировок в неделю, питание. Но наша жизнь очень быстро меняется. И если ты хочешь добиться результатов, то приходится идти в ногу со временем.

Евгений

Анастасия
Безусловно, человек, который занимается чем-то, должен знать хотя бы какие-то вехи развития своего дела. Вспоминая наших чемпионов прошлого, таких как Арбеков, Моисеев, Кавинов еще из советского прошлого мотокросса, ты понимаешь, что наша страна никогда не была на задворках мотоспорта. Это добавляет мотивацию трудиться и показывать результат, чтобы и за наше поколение не было стыдно.
Я не считаю себя чемпионом. Когда ты побеждаешь в гонке, вполне возможно, что у более сильного соперника что-то случилось с мотоциклом или он просто не приехал. Поэтому всегда есть, куда расти. Если ты чемпион мира — это одно, но страны это не всегда актуально. И, к сожалению, выиграть мне не помогала история мотоспорта. Я ее не изучал. По-моему, история спорта не является основным критерием для завоевания призовых мест.
— Илья Маликов
Свой или чужой
Ориентируетесь ли вы на чемпионов прошлого или считаете, что каждый гонщик должен иметь собственный стиль?
Хочется ездить, как мировые топ-рейдеры — лучшие гонщики. Но сотворять себе кумира и повторять за ним каждое движение — это неправильно. Тем более если ты вышел на серьёзный уровень, то тебе нужно иметь свой стиль.

Илья

Анастасия
Я ни на кого не ориентируюсь, но восхищаюсь нашими спортсменами, добившимися высот. Их всех объединяет основные качества: целеустремлённость, любовь к своему делу, совершенно фантастическая работоспособность, упорство. У меня нет кумира. Я просто смотрю на спортсменов, даже на современных друзей-гонщиков, и стараюсь заимствовать какие-то качества, помогающие развиваться. У каждого свой путь. Нас объединяет только любовь к гонкам и желание добиться цели: выиграть чемпионат мира, преодолеть себя, испытать дух соперничества.
Первым ориентиром был мой брат Виталий. Он выиграл все, что можно было выиграть в России и уехал в Европу, а я продолжил его главу. В целом же, наше поколение находит в Интернете лучших гонщиков и копирует их сильные стороны. Так как мотокросс в нашей стране сейчас, к сожалению, не успевает в развитии, всегда приходилось на кого-то смотреть, чтоб стать лучше.

Александр

Евгений
Ориентиром были гонщики из Америки и Европы. Все потому что уровень физической подготовки мотокроссменов и сложность их мототрасс выше, чем в России. Я подсматривал технику стартов, прохождение поворотов. Но стиль другого перенять невозможно и не нужно. Если мы говорим о профессиональном мотокроссе, то твой результат зависит от индивидуальных нюансов и настроек.
Европейская компания КТМ (KTM Sportmotorcycle AG — австрийский производитель мотоциклов, велосипедов и суперкаров) снова является лидером на рынке. Это удивительно, ведь когда я начинал ездить 24 года назад, над этим брендом только шутили и лидерами были японские мотоциклы.
— Александр Тонков
(Без) страха
Какие чувства вы испытываете во время гонок? Как изменилась система безопасности?

Анастасия
Не боятся только полные дураки. Испугаться могут и самые крутые чемпионы, и аутсайдеры (команды, занимающие последние места в соревновании). Страх нас контролирует, держит в рамках. На мой взгляд, чемпионы отличаются от аутсайдеров тем, что они не боятся взглянуть ему в глаза и немножко пересекают грань, расширяя свои возможности. Но одна небольшая ошибка может привести к серьёзным последствиям. Сильно изменилась система безопасности. Посмотрите на фотографии самых первых гонок. На мотоциклистах были кирзовые сапоги, треники, шлем, больше похожий на чепчик и, в лучшем случае, очки. Сейчас появились специальные ортопедические наколенники, мощнейшие мотоботы, высокотехнологичные карбоновые шлемы, очки. В последние годы стали использовать эйрбеги — подушки безопасности, которые взрываются, как в автомобиле, только для мотоциклистов они в виде жилета. Все движется к тому, чтобы максимально обезопасить пилота. На рассвете мотоспорта гонщики были, конечно, самые «отмороженные», потому что не использовали никакой защиты, а скорости разгона того времени не сильно отличались от сегодняшних.
Я точно не испытываю страх перед заездом, потому что я делаю это в свое удовольствие. Я еду до своего максимального предела скорости. Но если посмотреть на те «арбузные корки», в которых ездили раньше, и на то, как отрабатывают удары современные шлемы, сразу чувствуется разница. Раньше наколенники были просто накладками, сейчас это брейсы, повторяющие движение колена.

Илья

Евгений
Страха нет — есть волнение. Конечно, хорошая экипировка — это супер важно, и в наше время все это прекрасного уровня защиты. А вот уверенность перед стартом тебе дает твоя физическая подготовка и хорошо настроенный мотоцикл.
Тогда
Сейчас
Гонщики сейчас быстрее, чем когда-либо. Мануфактуры стремятся к разным новшествам, дабы сделать свой мотоцикл легче, манёвренней, быстрей. Европейские мотоциклы такие как КТМ, Хускварна уже давно составили огромную конкуренцию японским лидерам. Для получения конкурентоспособного мотоцикла, помимо заводских настроек и тюнинга, необходимы индивидуальные настройки лично под гонщика. Настроить хороший боевой мотоцикл можно любой марки.
— Евгений Бобрышев
Мотоцикл времени
В каких гонках прошлого вам бы хотелось поучаствовать?

Анастасия
Я бы хотела вернуться в 1979 год на первую гонку ралли «Париж — Дакар». Это моя самая любимая дисциплина ралли-рейда (вид моторных гонок на длинные дистанции). Было бы интересно попробовать свои силы в «олдскульном» варианте, когда это было больше не соревнование, а просто толпа любителей «дальних приключений» по бездорожью. Кто во что гаразд — сели и поехали. Ориентировались по картам, а не по спутниковым навигаторам. Вот это действительно приключение. Хотелось бы почувствовать дух первых гонок Тьерри Сабина, французского мотогонщика, основателя ралли «Париж — Дакар».
Тогда vs Сейчас
Каким изменением подвергся мотоспорт?

Анастасия
Все время происходят изменения в правилах ралли-рейдов. Больше всего бросается в глаза, что уменьшили объем двигателя. Раньше можно было на литровом, теперь ограничения 450 кубических сантиметров. Понижение мощности мотоциклов сделали, чтобы уменьшить смертность среди гонщиков, которая в какой-то момент серьезно возросла. Другие изменения в правилах были также предприняты, чтобы максимально обезопасить участников. Придумали баки для воды, чтобы в случае, если гонщик застрял в пустыне, он не умер от обезвоживания.
Круто выглядят гонщики на черно-белой пленке, где они в белых рубашечках, в очёчках смешных. Очень ностальгирующе. Но на старых байках ездить неудобно, жестко и ненадежно.

Илья

Евгений
Мотокросс всё больше и больше входит в категорию бизнеса. Гонщикам, как никогда, необходимы спонсоры и денежная поддержка. Хотелось бы вернуть время, когда молодым и перспективным было проще показать свой талант и желание гонять на высшем уровне
Гонщики сейчас быстрее, чем когда-либо. Мануфактуры стремятся к разным новшествам, дабы сделать свой мотоцикл легче, маневренней, быстрей. Европейские мотоциклы такие как КТМ, Хускварна уже давно составили огромную конкуренцию японским лидерам. Для получения конкурентоспособного мотоцикла, помимо заводских настроек и тюнинга, необходимы индивидуальные настройки лично под гонщика. Настроить хороший боевой мотоцикл можно любой марки.
— Евгений Бобрышев
После общения с гонщиками я поймала себя на мысли, что мотоциклы уже не кажутся мне такими страшными. И, если бы меня спросили сейчас, хочу ли я прокатиться, я бы с уверенностью сказала: «Да!»
Даткунайте Диана
Автор текста