Tilda Publishing
Николай Гоголь
Загадка жизни и тайна смерти
нажми
ДеТсТвО?
Самое начало жизни Гоголя было омрачено тенью, которую отбросил на него собственный отец. Именно Василий Афанасьевич, одержимый мрачным фольклором, стал первоисточником душевной язвы, разъедавшей писателя всю жизнь. Он систематически насылал на впечатлительного мальчика призраков и демонов, пересказывая ужасающие предания о нечистой силе, пока детское сознание не стало воспринимать потусторонний мир как нечто осязаемо враждебное.
Этот яд, впрыснутый самым близким человеком, привёл к трагедии. В одном из приступов паники, когда грань между реальностью и навязанным кошмаром стёрлась, маленький Николай, обезумев от страха, утопил кошку, увидев в ней воплощение нежити. Последовавшее за этим раскаяние и родительская порка лишь закрепили травму, вогнав её глубже. Он не просто совершил детский проступок - он стал убийцей по воле отца, поселившего в нём демонов, и этот шрам, пропитанный чувством вины и ужасом перед незримым миром, остался с ним навсегда, став питательной средой для всех его будущих литературных призраков
Зараженное страхом
Казалось, судьба уготовила ему самую заурядную жизнь провинциального юноши. В десять лет Николай Гоголь покинул родной дом, чтобы начать учёбу — сначала в Полтаве, а затем, с 1821 года, в Нежинской гимназии. Он был нерадивым и невнимательным учеником, чьё посредственное будущее ограничивалось бы чиновничьей службой где-нибудь в канцелярии. Учёба давалась ему тяжело, и за свою нерадивость он нередко получал порку розгами. От позорного исключения его спасала лишь великолепная память, позволявшая наскоро подготовиться к экзаменам и перейти в следующий класс.
Вне уроков он напоминал любого другого одарённого подростка: увлекался рисованием и русской словесностью, запоем читал Пушкина и Жуковского. Но главной его страстью стал театр. Именно здесь, в стенах гимназии, проявилась его яркая, почти гениальная натура: он с упоением организовывал спектакли, рисовал декорации, собирал реквизит и выходил на сцену, вызывая гомерический хохот у товарищей своим талантом комического рассказчика. В его любительской постановке «Недоросля» он блестяще играл г-жу Простакову, и все вокруг были уверены, что его ждёт блестящая актёрская карьера. Это был период наивной, светлой нормальности, полной творческих сил и надежд.
Однако несчастье обрушилось внезапно и безжалостно. В 1825 году, когда Гоголю было 16, скоропостижно скончался его отец. Эта смерть стала роковым рубежом, навсегда отделившим беззаботную юность от мрачной взрослой жизни. Юноша, ещё вчера смешивший весь класс, погрузился в пучину отчаяния; ходили слухи, что его одолевали суицидальные мысли.

Но горе не ограничилось душевными муками. Смерть отца обнажила жестокую реальность: мать была непрактичной женщиной, и бремя забот о семье и имении всей тяжестью легло на плечи подростка. Ему, мечтавшему о сцене и литературе, пришлось принимать сухие хозяйственные решения, разбираться в долгах и в итоге отказаться от своей доли наследства ради приданого младших сестёр. Обыденность, в которой он раньше комфортно существовал, была сожжена дотла. Из её пепла медленно и мучительно поднималась совсем иная фигура — фигура человека, отмеченного трагедией, обременённого долгом и навсегда унесшего в себе боль утраты, которая впоследствии станет источником и топливом для его бессмертных, пронзительных и мрачных произведений..
СУИЦИДАЛЬНЫЕ
Взрослый Гоголь существовал в постоянном конфликте с миром — патологическая замкнутость делала его пленником собственного сознания. Появление незнакомца вызывало в нём такой животный ужас, что он мог внезапно исчезнуть с собрания, словно призрак. Собственная внешность, особенно нос, который он считал уродливым, становилась для него источником мучительного стыда. Он настолько ненавидел свои черты, что саботировал любые попытки написать его портрет, оставив после себя лишь бледный след на групповой фотографии — посмертный призрак при жизни..
Его измученная психика методично разрушала тело. Глубинные депрессии выливались в изощрённые формы самоистязания: он либо медленно умирал от голода, либо впадал в приступы обжорства, словно пытаясь заполнить внутреннюю пустоту. Мнительность превратилась в навязчивый кошмар — он не просто лгал о болезнях, а жил в постоянном ожидании физического распада. Апогеем этого падения стала история с мопсом Жози, подаренным Пушкиным. Погрузившись в один из тех ступоров, когда он не мог подняться с постели, Гоголь обрёк существо на медленную смерть от голода. Собака умерла в одиночестве, став ещё одной жертвой гениального ума, заточённого в аду собственного сознания.
смерть
1. Романтический и украинский фольклор: Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» — яркие, народные, наполненные мистикой и юмором повести («Ночь перед Рождеством», «Майская ночь»).
2. Реалистический и сатирический: В этот период он создаёт свои вершины:
   · «Ревизор» — комедия, где высмеиваются пороки чиновничества. Знаменитая фраза: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!».
Мёртвые души» — поэма-рома́н, грандиозная панорама российской действительности, галерея человеческих типов (Плюшкин, Манилов, Собакевич и др.).
   · Петербургские повести — «Шинель» (история «маленького человека»), «Нос» (абсурд и гротеск), «Портрет» (тема искусства и искушения).

Суть творчества: Гоголь через смех и сатиру показывал духовное оскудение и «пошлость пошлого человека», веря, что это поможет обществу исцелиться
Творчество - главное
В последние годы жизни Гоголь переживал глубокий духовный кризис. Он стал очень набожным, его мучили сомнения в правильности своего творческого пути и страх перед грехом. Этому способствовало и влияние его духовного наставника, фанатичного священника отца Матфея (Константиновского), который требовал от писателя строгого аскетизма и убеждал его, что литература — дело греховное.

В ночь на 12 февраля 1852 года Гоголь, находясь в состоянии сильного душевного смятения, сжёг рукопись второго тома «Мёртвых душ». Для него это был акт отречения от своего творения, которое он счёл несовершенным и неугодным Богу. После этого он практически перестал есть и следить за собой.
Предыстория
21 февраля 1852 года.
21 февраля 1852 года.
21 февраля 1852 года.
21 февраля 1852 года.
21 февраля 1852 года.
21 февраля 1852 года.
Good design is obvious. Great design is transparent.
СМЕРТЬ