Знакомо ли вам ощущение, что место или музыка, обстановка, с чем-то явно ассоциируются? Своеобразное «дежавю». Именно так работает осознанное запоминание, когда человек загружает себе в голову определённые образы, создавая нейронные связи.
Как происходит процесс запоминания?
Любой процесс запоминания – это создание нейронных связей, например, когда изучаем что-то новое. Чем больше связей уже создано, тем быстрее и лучше мы можем запомнить информацию. Некоторые из них создаются легче, потому что есть база, например, по пройденному материалу, на которую накладываются дополнительные знания. А если старой информации нет, то и нейронным связям не с чем скрепиться, из-за чего она может легко забыться.
С научной точки зрения это объясняется так: поскольку каждый нейрон хранит в себе какую-то информацию, то, когда элементы соединяются между собой – происходит химическая реакция – создаётся новая нейронная связь, которую в последствии можно укреплять, активно используя.
Когнитивные исследования – наука о мозге, ментальных и психических процессах.
Света с этого света
Когда я окончательно осознала, что буду сдавать историю – до ЕГЭ оставалось полгода. До этого я знала только программу десятого класса, да что там говорить я не знала, что Турция и Османская империя – это одно и то же! – рассказывает Света Челпанова. Однако чудеса с небес или результат – 98 баллов! В этом мне помогли методы эффективного запоминания. Я готовилась по материалам онлайн-школы, которые нужно было либо зубрить, либо запоминать. Я выбрала второе. Все причинно-следственные связи, правителей я учила по майнд-картам; даты – по ассоциациям. Тренировала мозг, как мышцы в зале, и заливала в него информацию, словно воду в бездонную бочку. Так пришла к своей цели: я студентка факультета свободных искусств и наук СПбГУ, где уже на профессиональном уровне изучаю когнитивистику!
Света Челпанова, студентка факультета свободных искусств и наук СПбГУ
Мнемотехника и её инструменты
Как работать эффективнее с любыми учебниками? Для начала нужно выучить всю базу: основные термины и определения, законы, отрабатывать и применять на практике – таким образом, создавать и укреплять нейронную связь.
Поэтому правое полушарие эффективно использовать в запоминании, на что направлена мнемотехника – запоминать не сухой текст, а образы и ассоциации.
В понимания физиологии левое полушарие отвечает за логику, анализ, рациональное мышление, а правое – творчество, картинки, образы, воображение.
кот
1
0
3
8
Куликовская битва
Куликовская битва – 1380 г.
Возьмём историческое событие:
Вместо того, чтобы записывать или делать карточки, я применяю мнемотехнику. У меня есть определённый набор ассоциаций к каждому числу:
Единица похожа на кол – «К», три – по первой букве «Т»
Восемь – по первой букве «В», ноль – это «Н»
ванна
По сочетанию звуков
кулич
Получилось: кот моется в ванне и поедает кулич. Такая яркая ёмкая нелепая смешная картинка остаётся у тебя в голове. Я соединяю эти ассоциациии, придумываю картинку и загружаю её себе в голову.
Это схемы, которые помогаю структурировать и запомнить информацию. Они подходят для любых источников: учебников, конспектов, статей. У тебя есть тема – она в центре, и от не ответвления – подтемы.
Этот метод позволяет запоминать информацию без каких-либо вспомогательных инструментов, по типу карточек и рисунков – по ассоциациям и образам, складывающихся в картинку. Для этого ты используешь объекты, как якоря. Прикрепляем их к месту, например, к своей комнате, где ты знаешь, что где стоит – эта информация у тебя уже есть в голове. Я так запоминала правителей, зная логику, кто за кем. У каждого человека свой объект. Я даже могла не запоминать даты, а помнить по расположению вещей в комнате, кто правил раньше, а кто позже.
Дворец памяти или метод лоций (локаций)
2
С одной стороны пишешь термин, а с другой – его расшифровку в закодированных образах. Для начала ты должен досконально проработать термин, из чего он состоит, а далее переводишь в картинки.
Карточки
3
Заниматься наукой в 2021 году – не значит быть Эйнштейном, а значит развивать свою память и тренировать мозг, применяя различные когнитивные техники как в учёбе, так и в повседневной жизни.