Джаз. Жвачка. Рок-н-ролл.


Яркие пиджаки, джаз и расклешенные юбки — всё это началось в конце 40-х XX века и продолжалось вплоть до 60-х. Всё это — стиляги. Что это за субкультура, почему против её представителей велась настоящая карикатурная война, и как явление впоследствии изменилась.
70-е
В 70-е годы мужчины осмелели настолько, что позволяли себе ярко-желтые и красные брюки-клеш, разноцветные костюмы и галстуки, обувь на платформе, облегающие футболки и красочные рубашки с этническими элементами. Эра диско диктовала свои правила!
80-е
80-е ворвались в страну спортивными костюмами и кроссовками, мешковатыми джинсами и кожаными куртками. Мужские рубашки приобретали спортивный колорит, к ним прилагались короткие кожаные галстуки, широкие ремни и темные очки.
90-е
В лихие 90-е актуальными трендами были малиновые пиджаки, часы Montana и толстые золотые цепи на шее. Мужчины оценили остроносые туфли, турецкие свитера BOYS и ультрамодные бейсболки с вышитой надписью «USA California».
Больше запретов — выше интерес

Впервые слово «стиляги» прозвучало на в статье журналиста Дмитрия Беляева «Типы, уходящие в прошлое» в журнале «Крокодил» в 1949 году.
Увлекающаяся «чужими» идеями молодёжь не соответствовала идеальному образу «товарища». Стиляг жестоко высмеивали в СМИ, создавая карикатуры.
Врезка: тут будет иллюстрация Полины «под карикатуры».
Даже не имея представления о моде и танцах западного мира, стиляги создавали свой «прозападный» стиль. Например, «атомный», «канадский» и «тройной гамбургский» виды буги-вуги придумали в Советском Союзе.
Более того, стиляг отличал их собственный сленг: они часто прогуливались по «бродвею», надеясь встретить там отпадных «чуваков» и «чувих», чтобы потом пойти в «хату» на очередную дискотеку.

А вот к общественной и политической жизни такая молодёжь относилась подчеркнуто равнодушно. Ни в каких событиях она участия не принимали, зато устраивала свои «музыкальные группы».
«Все играли на гитаре. Не умели, но играли, — говорит Роберт Кокоев, бывший стиляга, — Организовывали и свои ансамбли. Обязательно нужно, чтобы была бас гитара, просто гитара, барабан и соло. Так и выступали. Все парни им подражали…»
Битломания и её последствия


В 60-е битломания охватила СССР. Юноши отращивали волосы, чтобы сделать причёску, как у Джона Леннона. На смену зауженным брюкам в моду вошли джинсы клёш, ширина которых должны была быть не меньше 45 сантиметров и каблуки на высокой платформе — не меньше 12 сантиметров. Так «классические» стиляги конца 40-х переродились в битломанов, и джаз сменился на рок.

Врезка: Битломания появилась в СССР в 60-е годы, когда любовь к группе The Beatles граничила с сумасшествием.

Это явление было воспринято партией крайне негативно. Карикатуры стали появляться всё в большем объёме, а в школах учителя тщательно следили за внешним видом и поведением своих подопечных.

Роберт Кокоев был стилягой как раз в это время:

«В школе учителя вспарывали нам джинсы ножницами, если те были слишком широкими. Волосы тоже насильно стригли. Мы «оскорбляли высокое звание пионеров и комсомольцев», а на деле просто хотели свободы»

Официально в стране советов был выпущен только один альбом The Beatles «A Hard Day's Night» и несколько песен на пластинках с заграничными хитами, но свой «самиздат» был и в этой сфере. Термин «музыка на костях» (то есть граммофонные пластинки, сделанные из рентгена) появился именно в период битломании, когда поклонники использовали всё, что могло заменить виниловые диски, например, рентгеновскую плёнку. Кассет ещё не было, магнитофонов — тем более.

Стали тогда появляться первые импортные жвачки и газировки, которые покупались в особых местах у тех, кто так или иначе имел доступ к загранице, например, у моряков.

«Жвачки назывались «Педро», достать их было настоящим везением, но прилюдно никто не ел — стыдно было. Тоже жестоко отслеживали, чтобы мы не покупали западную еду. Один раз нас при всей школе отругал директор за то, что мы посмели выпить «империалистический напиток» — колу. Чуть не исключили за это. — Вспоминает Роберт».

Стиляги выражали протест целого поколения. О них говорят не так много, потому что после этой субкультуры появились более популярные хиппи, да и сейчас современным людям не кажется странным, или уникальным, что человек подражает западной жизни, ведь она уже давно не является чем-то тайным и запретным.

«Молодежь ждала чего-то «оттуда». Мы просто хотели путешествовать, мир видать. Хотели чего-то нового».
Битломания и музыкнты
Несмотря на все запреты битломаны стлали частью массовой культуры. Например, одним
из самых ярких представителей стал Михаил Боярский и Василий Сюткин. Битломанами были даже всем известные герои мультика "Бременские музыканты".