Издание, которое возвращает человека
в журналистику
Начало
Все началось с наводнения в Крымске в 2012 году. Фотожурналист ТАСС
Митя Алешковский отправился в этот город как волонтер и стал одним
из координаторов отправки гуманитарной помощи пострадавшим.
  • После возвращения в Москву Алешковский ушел из ТАСС и вместе с главным редактором "Эха Москвы"Андреем Ходорченковым придумал благотворительный проект "Нужнапомощь.ру". Журналисты привлекали своих коллег из известных медиа к написанию текстов о «социальных героях», «которые важны для общества своей деятельностью и кому поддержки ждать уже не от кого, кроме самого общества». Материалы публиковались на одноименном сайте, там же можно было перечислить деньги различным благотворительным проектам.
  • В 2013 году Алешковский организовал благотворительный фонд «Нужна помощь», миссией которого стало системное развитие благотворительности в России, то есть помощь другим благотворительным организациям и проектам.
Спустя два года существования фонда случилось вот что:

"В какой-то момент мы поняли, что все время просим деньги и на наш сайт нормальный, здоровый человек не пойдет ни при каких условиях. Эти умрут завтра, а эти послезавтра, а архив вообще кладбище. Нам было важно, чтобы люди не просто оставляли деньги, главное, чтобы они это делали не спонтанно, а именно осознанно.

— Мы как благотворительный фонд проанализировали наши проблемы с фандрайзингом и пришли к выводу, что сейчас «упёрлись» в потолок пожертвований. На благотворительные сайты ходит определённое количество людей, это по статистике довольно небольшая группа людей (в России около 8% населения когда-либо совершали благотворительные пожертвования). Нам нужно значительно больше денег, чем те несколько миллионов, которые мы собираем [ежемесячно на сайте «Нужна помощь»], потому что хотим решать большее количество проблем. Мы проанализировали, где взять больше денег, и поняли, что для этого нужно, чтобы больше людей приходили к нам на сайт. А для этого сайт должен перестать быть благотворительным".

Андрей Лошак, один из основателей "Таких дел"
Так 26 мая 2015 года появился интернет-портал "Такие дела" - СМИ, которое рассказывает
о жизни простых людей в России и собирает деньги для помощи благотворительным фондам.
Главным редактором издания стал бывший журналист НТВ Андрей Лошак. В апреле 2016-го Лошака на месте главного редактора сменил бывший главред «Русской планеты» Павел Пряников, но уже в июле эту должность занял журналист Валерий Панюшкин. Он возглавлял журнал два года, после чего вернулся в «Русфонд». Главредом «Таких дел» стала журналистка проекта Анастасия Лотарёва, работавшая ранее в РБК и на портале «Православие и мир».
Андрей Лошак
Павел Пряников
Валерий Панюшкин
Анастасия Лотарева
На начало 2019 года в штате фонда работает около 60 специалистов, из них более сорока — в редакции «Таких дел». Количество внештатников больше двух сотен,
Целевая аудитория
Какая предполагалась:
"Мы рассказываем истории этих людей и то, с какими проблемами они сталкиваются. Когда мы рассказываем об этих проблемах, они становятся для обычных людей (читателей – прим. ред.) более ясными и понятными. И они тогда уже с большим желанием захотят их решить, когда им это предложат. Мы работаем не только для себя, своего фонда, но и для всех в целом".

Директор "Таких дел" Митя Алешковский, 2015 год
Какая есть:
"Сейчас наше ядро — 25—45, две трети — женщины, читают нас в основном города-миллионники, в регионах хуже. Но мы работаем для всех. Очень хотим привлечь молодую аудиторию, стараемся делать акцент на мультимедийный контент. Стали регулярно выпускать видеоролики — и это работает, у текста может быть 20 тысяч просмотров, а у видеоролика — 150 тысяч.
Посещаемость: два миллиона уникальных аккаунтов в месяц".
Главный редактор "Таких дел" Анастасия Лотарева, 2018 год
Форматы
Сайт портала состоит из четырех частей: «Журнал», где, собственно, публикуются тексты; «Фонд» - там собрана информация о фонде «нужна помощь», а также о всех НКО, деятельность которых освещают «Такие дела»; «События», где любой желающий может организовать праздник, поделиться информацией о нем в социальных сетях и в качестве подарка попросить оформить пожертвование в пользу благотворительной организации и раздел, появившийся не так давно – «Данные» - это спецпроект «Если быть точным» - там собранные статистические данные о социальных проблемах в России, разбитые по регионам.


Цели и задачи "Таких дел"
Мы уверены, что, называя вещи своими именами, показывая жизнь такой, какая она есть на самом деле, рассказывая как о самых страшных недугах нашего общества, так и о вселяющих надежду тенденциях, мы сможем не только осознать собственные ошибки, но и сделать следующий шаг — начать их исправлять.
Мы уже идем по этому пути. Присоединяйтесь. Никто не решит наших проблем, кроме нас самих. Вместе мы свернем любые горы. Для этого и существуют «Такие Дела»".

Одна из основных задач нашего проекта — популяризация благотворительности и волонтерства. Мы добиваемся, чтобы в СМИ выходило больше публикаций на благотворительную тематику.
Мы хотим стать проектом успешных историй. Мы приложим все усилия, чтобы каждая история или проблема, описанная нами, была благополучно разрешена. Нам надоела ситуация, когда журналисты пользуются тяжелым положением людей для собственной выгоды и не приносят никакой пользы своей работой.
Так как «Такие Дела» — это медиа, созданное благотворительный фондом, то помимо того, что мы рассказываем обо всех проблемах, мы предлагаем реальные, системные и эффективные пути их решения. И наша работа не остается незамеченной.
Такие дела» — это наш инструмент для того, чтобы фонд приносил максимальное количество пользы.
Кризис в "Таких делах"
Работа портала финансируется за счет средств фонда
"Нужна помощь" и целевых пожертвований.
В мае 2018 года "Такие дела" открыли сбор на работу издания.




Отрывок из текста спецкорра "Таких дел" Евгении Волунковой, который был опубликован в декабре 2019 года:

Но, к счастью, медиа не закрылось. Сейчас им перечисляют почти два миллиона рублей в месяц.
Что изменилось
в российской журналистике после открытия
"Таких дел"?
Вообще-то многое!
1
Изменили саму систему благотворительности в России, показав, что можно (и даже лучше и эффективнее!) помогать не точечно, а фондам вообще
2
Приучили людей помогать постоянно,
а не разово
3
Популяризировали жанр фандрайзинговой журналистики
4
Создали СМИ на социальную тематику, которое ориентировано не
на отдельный сектор,
а на российское общество вообще
5
Вернули в медиа-пространство "настоящего человека со всеми его проблемами и переживаниями". "Мы радуемся, что теперь о социальных проблемах, о благотворительности системно и много пишут «Медуза», Би-би-си, The Village и даже РИА Новости" - говорит Анастасия Лотарева.


6
Показали, что социальная журналистика - не только про боль и страдания