Искусственный интеллект
Искусство Fake Off
А вы знали, что сегодня в мире существует технология, которая может показать, будто определенный человек делает нечто, чего он на самом деле не делал? Как пишет Finanсial Times, искусственный интеллект (ИИ) позволяет создавать deepfake, правдоподобно имитирующие речь и движения людей. Это уже используется в Голливуде, в том числе для «омоложения» актёров. В недавно вышедшем в прокат фильме «Гемини» 23-летний клон персонажа Уилла Смита — не реальный актер, а его полностью воссозданная цифровая копия.
ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ DEEPFAKE НА САМОМ ДЕЛЕ? СЛОВО DEEPFAKE ПРИОБРЕЛО ПОПУЛЯРНОСТЬ В 2017 ГОДУ. ЭТО МЕТОДИКА СИНТЕЗА ИЗОБРАЖЕНИЯ, ОСНОВАННАЯ
НА ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ. ПРОЩЕ ГОВОРЯ, ГЛУБОКИЕ ПОДДЕЛКИ — ЭТО ОТРЕДАКТИРОВАННЫЕ АУДИО/ВИДЕО, КОТОРЫЕ ЗАСТАВЛЯЮТ НАС ВЕРИТЬ В ТО, ЧТО КАЖЕТСЯ РЕАЛЬНЫМ.
Последние сто лет развитие не стоит на месте. Профессии: учёный, изобретатель, инженер, являются одними из самых востребованных. А научные деятели не останавливаются на достигнутом, продолжая генерировать новое. С изобретением искусственного интеллекта наша жизнь изменилась: люди научились применять «чудо» в научной и технологической сфере. Теперь же это проникает и в творческую область. Трудно сказать, как это отразится на качестве и разви- тии искусства в целом. Однако, мы убеждены, что deepfake — та самая вещь, которая сможет облегчить жизнь кинематографистам. И не только.


Реклама с Одри Хепбёрн
Так, например, с помощью программы можно с лёгкостью «омолодить» героя, как в фильме «Гемини». Но видеомонтожёры пошли дальше и попробовали «оживить» всемирно известную актрису Одри Хепбёрн в рекламе шоколада. Создатель видео использует систему машинного обучения, называемую глубокой нейронной сетью, которая проверяет движения лица для создания правильного результата. Определенно можно сказать, что ИИ поспособствует скачку в новую эпоху кинематографа. Благодаря технологиям, уже сейчас мы можем наблюдать качественную динамичную картинку.


НЕ СОЗДАСТ ЛИ ЭТО БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ?


Была забавная игра, когда эта технология использовалась в исследовательских целях или для создания красивых видео. При этом, как и с любой новой технологией, всегда есть вероятность неправильного использования, поэтому, благодаря умению полностью воссоздавать образ и голос человека, deepfake так же может стать «оружием» в руках злоумышленников. Компания Screenlife Technologies представили новую разработку — Vera Voice. Голосовой помощник сымитиро- вал голоса президента РФ Вла- димира Путина, телеведущего Владимира Познера и ведущей Ксении Собчак. Что делает эту «игрушку» политически опасным оружием? Очень реалистичные результаты — отличить подделку от оригинала почти невозможно. На западе постоянным отбороч- ным комитетом Палаты предста- вителей США по разведке поднят вопрос безопасности искусствен- ного интеллекта и манипулиро- вания СМИ. Сможет ли машина нарушить нашу конфиденциаль- ность, забрав тем самым личность?


Vera Voice говорит разными голосами


САМАЯ УДИВИТЕЛЬНЫЙ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПУГАЮЩИЙ АСПЕКТ ИИ — СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ. ВСЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПРИОБРЕТЕНЫ ПРОГРАММОЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, А НЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ.


Угроза со стороны нового изобретения не ограничивается лишь этим. Позволяя И И генерировать идеи и создавать проекты, мы отдаляемся от творческого процесса. Эксперт Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса», считает, что человечество может утратить монополию на интеллект, которую так долго удавалось сохранять. ИИ может привести к деградации и статичности человеческого мышления и воображения. Тогда как же жить дальше?


Интересные факты
  • Чарльз Бэббидж, английский математик, изобретатель спидометра, сейсмографа и офтальмоскопа, создал в 19 веке первый в мире искусственный интеллект. На проектирование и сборку у учёного ушло 10 лет.


  • Искусственный интеллект (ИИ) — свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека; наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ.


  • Siri, Face ID, приложения масок для изменения своего лица — всё это тоже ИИ.


  • По мнению Жана-Лу Раульта, исследователя Мельбурнского
    института, уже в 2025 году роботизированные домаш- ние животные составят серьёзную конкуренцию живым.


  • В большинстве случаев разработчики для искусственных
    интеллектов используют женские голоса.


  • В начале 2015 года японские исследователи заявили об успешных
    испытаниях робота, способного восстановить полную функциональность, даже при потере двух ног из своих шести.


  • Компьютер смог самостоятельно сгенерировать текст статьи,
    основываясь на числовых данных, полученных от сейсмографов.


Софья Попова
ТАКОЙ ЗАГАДОЧНЫЙ SCIENCE ART
XXI век — век информационных технологий, инноваций. Технологии проникли во все сферы жизни: дали новые возможности для развития медицины, социальной сферы, науки и многого другого. Не осталось в стороне и искусство. Тема связи современного искусства с новейшими цифровыми технологиями является актуальной и спорной. Искусственный интеллект пишет музыку и стихи, с помощью технологий создаются невероятные инсталляции.


Вы слышали что-нибудь о Science art? Это загадочный и даже пугающий синтез науки и искусства, только начинающий приобретать популярность. Более 500 художников про- водят свои выставки по всему миру. Произведения показывают, насколькоглубока связь двух основных форм познания мира — искусства и науки. Как они взаимодействуют? Искусство расширяет свои границы и использует науку для выразительных целей, или наука стремится использовать искусство, как дополнительный канал популяризации знания? Ответ на этот вопрос появляется, когда зритель решает для себя, что он видит перед собой - художественную инсталляцию или технологическую новинку, научную разработку. Директор центра Art&Science ИТМО Анастасия Ярмош рассматривает этот вопрос с научной точки зрения. На конференции"Искусство как катализатор буду- щего", проходящей в Манеже в рам- ках выставки группы современных художников AES+F, она рассказала, что до середины XX века художники ориентировались на учйных. По ей словам, когда наука достигла высшей точки своего развития и возникла кибернетика и генетика, появилась необходимость во взгляде художников на научные открытия. Их метод и способ мышления открыл наукедругой взгляд на её дисциплинарные границы, помог двинуться дальше за границы познания. Эти взаимосвязи и процессы изучают студенты маги-стерской программы Art&Science ИТМО.


Согласно официальному сайту университета, этот факультет — первый в России с подобным направлением. Он ещё не широко известен и не пользуется большим спросом — за место в магистратуре борются 2 человека. Информацию об этой программе найти нелегко — на сайте ИТМО опубликована только стоимость и время обучения. Что же из себя представляет этот загадочный факультет? Первокурсница Софья Осбанова рассказала немного больше про своё обучение.



Софья Осбанова
—Кем вы будете? Есть ли в мире профессии, для которых нужно такое образование?
Для этого образования ещё не существует конкретных профессий. Такова специфика нашего времени — всё быстрее возникает новое и теряет актуальность старое, и мы не можем точно знать, какие профессии понадобятся через 5, 10, тем более 50 лет (предположить, конечно, возможно). Тем не менее, постепенно очерчивается, становится самостоятельной область Art&Science, но всё ещё трудно давать конкретные определения внутри этого явления. Предполагается, что искусство и наука здесь существуют на равных, это исходит из самого понятия, но результаты деятельности Art&Science скорее относят к произведениям искусства, а самих создателей называют художниками. Но вектор уже задан и сейчас происходит процесс осмысления этого явления в обществе, и со временем профессия в области Art&Science окончательно установится.
—Какие преподаются дисциплины?
На первом курсе у нас проводятся общеуниверситетские предметы в виде soft skills, английского, также скоро подходит к концу модульный предмет Data, Culture and Creative Technologies, где мы изучаем глобальные тренды. Сейчас стартовал первый недельный курс по пост-гуманизму. Все дисциплины проходят на английском языке.
—Если лекции на английском, то пользуется ли факультет спросом у иностранцев?
Русских студентов, конечно, больше. Но то, что курс англоязычный - привлекает иностранцев, и, я думаю, это было одной из задач при создании данной программы. На нашем потоке учится 2 иностранных студента, но я знаю, что на предыдущем потоке, первом, их было пять, что составило немалый процент относительно всех учащихся.
—Вы больше изучаете науку или искусство?
Сейчас мы, скорее, изучаем философские аспекты. Знаю, что планируется курс по современному искусству, также у нас пройдут занятия в Эрмитаже, но там нам будут рассказывать не столько про изобразительное искусство, сколько про внутреннюю жизнь музея. Все студенты имеют самый разный опыт бакалаврского образования, у нас нет ни одного, кто учился бы на одном и том же направлении. В основном, это бывшие студенты гуманитарных направлений, но есть те, и я в их числе, кто получал техническое образование, поэтому сложно составить одинаково полезную программу для всех. Скорее, это задача отдельно каждого — изучать области, в которых есть про- белы в знаниях.


SCIENCE ART В ЛИЦАХ
В целом термин Art&Science — нечто абстрактное и непонятное для большинства, сложно даже представить, как это может выглядеть. Пожалуй, единственным официальным обладателем
должности учёный-художник является Джо Дэвис — создатель био-арта, сейчас он работает в Массачусетском Технологическом университете. Дэвис — автор бесчисленного количества необычных проектов. Именно он отправил несколько посланий инопланетянам через настоящий радиотелескоп и поместил внутрь генома бактерий поэзию Гете. Учёный-художник стал известен научной общественности благодаря идее кодирования информации в гене ДНК.


Также каноничные для science art проекты принадлежат профессору кафедры искусства и технологий Университета Миннесоты Дэвиду Боуэну. Одна из самых известных его работ — «Устройство для рисования мухами». Это контейнер с двумя сотнями мух, оснащённый камерой, лампой и четырьмя фоторезисторами. Стремясь к свету, мухи попадают в отсек, где резисторы регистрируют тени, отбрасываемые насекомыми, и посылают электрические сигналы на следящие устройства механического манипулятора с карандашом. Один из датчиков фиксирует верти- кальные движения, другой - горизонтальные, и в результате получается абстрактная композиция, созданная ползанием мух по фоторезистору.


Среди наших соотечественников можно выделить Ольгу Киселеву. Художница работает в таких жанрах, как видео-арт, нет-арт, интерактивная скульптура. Её работы высоко оценены художественным сообществом — она победительница международных конкурсов современного искусства: «Дикрим» — Французского министерства культуры (проект «ДиДжи Кэбин»), «Аркади» и многих других. Её победоносный проект DG-cabin — это компьютерная игра в виртуальной реальности. Игра, на основе которой была создана инсталляция, целикомпосвященая войне, главной целью является уничтожение противников. Интерактивная кабина управлялась человеком на уровне телодвижений, но как только игрок подходил к цели, игра всеми силами мешала ему убить противника, а кабина не слушалась команд. Эта инсталляция выражает пацифизм авторской позиции. Сама художница формулирует идею так:



Являясь метафорой всех морально- этических препятствий, которые сковывают человека на войне, DG-cabin отрицает жестокость, проецирующуюся и на повседневную жизнь игрока, в дополненной реальности. Эта реальность не может восприниматься в отрыве от жизненных ориентиров.


Ближайшее будущее
Возможно через 5, 10, 50 лет, очертятся границы science art, станут востребованными художники-учёные, и симбиоз науки и искусства будет помогать человечеству в решении глобальных проблем, иллюстрировать и изобретать пути решения. Однако возможен и другой исход- наука и искусство могут развиваться по разным путям, как это было до середины XX века. На сегодняшний день эта отрасль только набирает популярность, и мы можем наблюдать за этим развитием, посещая выставки и форумы, посвящённые science art. Об этом направлении говорили в рамках Санкт-Петербургского культурного форума, фестиваля «Science Fest», Киберфорума, выставки про- водились в таких музеях современного искусства, как Манеж и Эрарта. Однако найти, куда сходить сейчас, не так-то уж и просто. Популярный сайт KudaGo не может предложить ни одного события на тему science and art, в разделе «выставки» на официальных сайтах музеев и галерей современного искусства тоже всё не то. Единственная выставка science and art в Санкт-Петербурге на данный момент — это «Сад сновидений» от Yota Lab. Эта интерактивная выставка с применением инновационных технологий проводится на территории креативного пространства Люмьер- холл. Каждая локация выставки — сон персонажа. Посетитель сможет окунуться в кошмар, увидеть сон последнего человека на Земле или узнать, что снится собаке. Выставка продлится до 10 марта — чем не повод начать знакомство с загадочным миром science art?


Полина Горда