Неэтичный «День радио»
Какие профессионально-этические ошибки допустили главные герои фильма Квартета И?
Фильм команды Квартет И «День Радио» знаком многим. В прямом эфире главные герои напиваются, придумывают несуществующих животных, переиначивают инфоповоды и много чего ещё. Разберём, что журналисты сделали не так и какие профессионально-этические нормы нарушили.
Фильм начинается с того, что на московской радиостанции «Как бы радио» происходит ЧП: радиостанция-конкурент уже полчаса ведет марафон на ту же тему, которую запланировали осветить в эфире журналисты «Как бы радио». Пытаясь придумать новый инфоповод, герои находят новость о том, что в Японском море заглохло небольшое судно, на борту которого находится несколько цирковых животных. Журналисты решают, что цирк — это недостаточно масштабно, поэтому в прямом эфире говорят, что на судне находится целый зоопарк, а среди животных — более ста видов редких, исчезающих экземляров.

Из «Декларации принципов поведения журналистов» Международной федерации журналистов следует, что «уважение истины и права общества на истину является первым долгом журналиста.»
Ещё одним недостоверным фактом является название судна, на котором якобы тонут невиданные редкие животные. Вместо «судно однопалубное АК600» журналисты говорят про корабль «Профессор Шварценгольд». Делают они это для того, чтобы «звучало красиво». Если бы в эфире прозвучало настоящее название судна, то поиски пропавшего корабля быстро бы увенчались успехом.

«Освещая события, журналист обязан оперировать только фактами, которые установлены лично им. Журналист не должен скрывать важную информацию или фальсифицировать документы.»
Во время эфира журналисты решают, что им необходим эксперт, который расскажет слушателям подробнее про каждый из видов животных (названия для животных журналисты придумали сами). За неимением настоящего эксперта, журналисты вспоминают, что техник радиостанции Камиль умеет увлеченно рассказывать обо всем на свете. Чтобы уговорить мужчину выступить в прямом эфире, ведущие дают ему водку. В итоге, Камиль на ходу придумывает несуществующие факты про несуществующих животных, а так же, вся команда в хлам напивается прямо во время эфира.

«Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.»
Во время разговора с директором радиостанции, главный редактор говорит, что в рамках марафона они взяли интервью у известной зоозащитницы Брижит Бардо. Сама актриса об этом, конечно же, не знает. До эфира остаются считанные минуты, и дикторы решают выйти из положения следующим образом: поставить запись урока французского языка, где женским голосом поизносятся простые французские слова «здравствуйте», «да» и «до свидания». Леша «ведёт диалог», подстраивая вопросы под предполагаемые и нужные для темы эфира ответы.

«Уважение истины и права общества на истину является первым долгом журналиста.»
То, что было в эфире, нельзя назвать достоверной информацией. Комментарий фальсифицирован и считается намеренной неверной интерпретацией. Также, использование «звёздного» имени – нарушение прав человека. В Декларации есть следующее положение, которое было нарушено журналистами:

«Журналист обязан использовать только достойные методы получения информации, фотоматериалов и документов.»
Проведенный марафон демонстрирует результаты: судьбой лайнера заинтересовались многие организации по защите животных. Для проведения спасительной операции был направлен специальный экипаж. Журналисты понимают, что если он прибудет на место бедствия, то увидит, что никакого «Профессора Шварценгольда» с зоопарком на самом деле не существует. Чтобы скрыть этот факт, они подкупают бывшего коллегу и предлагают ему взятку.

«Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями:
- плагиат;
- умышленное искажение фактов;
- клевету, оскорбление, необоснованное обвинение;
- получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала.»
Таким образом, из девяти принципов Декларации принципов поведения журналиста Международной Федерации Журналистов, принятой на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года, сотрудники «Как бы радио» нарушили минимум шесть. Поведение команды радиостанции нельзя назвать примерным с точки зрения профессиональной этики, однако основная задача фильма — обратить внимание на реальное поведение журналистов и посмеяться над тем, какой иногда может быть профессиональная действительность. Конечно, фильм построен на иронии. Это комедия, поэтому журналисты показаны в неловком положении, чтобы зритель посмеялся над «внутренней кухней» радиостанции. Тем не менее, если представить, что где-то должен освещаться инфоповод, о котором уже рассказывают конкуренты, то можно было бы поступить следующим образом:
1
Тема
Не стоит искать новую тему за 5 минут до эфира, так как ни экспертов, ни чётких фактов найти не удастся. Можно показать тот же инфоповод под другим углом, чтобы не повторяться с журналистами другой станции.
2
Эксперты
Если должны выступать эксперты, то можно задать им другие вопросы, которые по-новому помогут взглянуть на проблему. Акцентирование внимания на какой-то важной детали, выявление новых логических связей, блиц-опросы помогут освежить эфир. Все факты и данные должны быть проверенными, чтобы не вводить зрителей или слушателей в заблуждение.
3
А может всё-таки?
Если представить, что изначальная тема не может быть представлена в эфире, и редакция решает вести марафон про потерявшееся судно, то стоит рассказать все так, как есть. Вместо интервью с Брижит Бардо подошёл бы комментарий от сотрудника, разрешившего лайнеру выйти в море. Также стоило бы узнать имена людей, находящихся на судне, возможно, поговорить с их родственниками. Всё это помогло бы не просто провести качественный эфир, но и спасти членов экипажа и животных.
Авторы работы
Анастасия Капитанская
Аглая Горбенко