Наследие режима
Храмы. Улицы. Заводы

СССР прекратил своё существование почти 29 лет назад, но многое вокруг нас ещё хранит его наследие. Детали и частицы прошлого находят нас (а мы их) в архитектуре, пространствах городских улиц и парков. И хотя построение «светлого будущего» потребовало разрушения «тёмного прошлого», не всё удалось уничтожить.
ХРАМЫ
Большой деревянный крест, сводчатые потолки, доска объявлений, анонс органного концерта на немецком языке. Штукатуркой перекрыты фрагменты кое-где оставшейся росписи стен XIX века. Скрипучие полы, скрипучие двери, скрипучие ступеньки. Самый большой лютеранский храм в России выглядит именно так.
Петрикирхе за свою почти двухсотлетнюю историю был и храмом, и бассейном, и складом овощей. «Безбожная пятилетка» началась с призыва «забыть имя бога». Священников расстреливали, церкви сносили или перестраивали под более практичные цели. В 1937 году Петрикирхе не стало в первый раз.
— Девушка, вы на экскурсию?
Я уже слышала этот голос с жёстким немецким акцентом через телефонную трубку. Как оказалось, записаться на экскурсию было просто: звонишь по номеру, указанному на сайте, говоришь «запишите меня» и приходишь. Пастор проведёт тебя по таким потаённым закоулкам храма, о которых ни в Википедии, ни на сайте Петрикирхе, ни в заброшенной группе ВКонтакте не написано.
— Наш храм в 1962 году перестроили в бассейн.
Бассейн в церковном зале Петрикирхе
В советское время было популярно превращать места, где думали о душе, в места, где заботятся о теле. Такая судьба постигла шведскую церковь Святой Екатерины, которая стала спортивной школой, буддистский дацан Гунзэчойнэй, превратившийся в физкультурный зал. Петрикирхе стал бассейном. Из-за установки чаши бассейна пришлось переделывать планировку храма: убирать балконы, перекрывать портал, устанавливать трибуны. Боковые входы, пол и подвальные помещения разобрали, а на месте алтаря поставили десятиметровую вышку. Помимо этого, шесть колоколов из восьми были сняты и переплавлены, а старинный часовой механизм с циферблатом таинственно исчез (точнее, был удалён в неизвестном направлении).
Церковный зал Петрикирхе
После развала СССР Петрикирхе вернули конфессии. В 1993 году началась программа реставрации здания. Чашу демонтировать не удалось, и пришлось просто положить на нее пол, поэтому церковный зал стал гораздо меньше. Акустика ухудшилась из-за того, что сквозной портал был перекрыт. Теперь органные концерты и богослужения приходится проводить с микрофоном.
Старые деревянные трибуны и потрескавшаяся плитка привлекли моё внимание:

— Вы будете демонтировать это?

Пастор усмехнулся.
— Это дорого, долго, и практически невозможно. Мы не можем просто взять и сломать. Повредится фундамент или даже несущие стены. И нужно ли это нам?
Вопрос «И нужно ли?» сопровождал меня всю экскурсию. Всё упирается не только в деньги, но и в практические, исторические и эстетические стороны вопроса.

Нужно ли демонтировать чашу? Под полом, в катакомбах, появилось своё арт-пространство. Американский художник Мэтт Лэмб расписал стены, а своды украсил своими картинами Адам Шмидт. Надежда, любовь, мечта — эти слова на четырех языках Лэмб положил в основу своей импрессионистической работы. А на другой стороне — отчаяние, мука и смерть сурового советского реализма Адама Шмидта. В катакомбах проводят выставки, спектакли, праздничные богослужения. А прихожанам хватает и того церковного зала с трибунами.

—  Советскую историю тоже нужно сохранять. А вы как думаете?

Советский союз не дал Петрикирхе ничего, зато забрал всё, что мог.

— Реставрировать нужно. В СССР не было религии, и в религии не должно быть СССР.
И нужно ли?
Пастор только усмехнулся и пожал плечами — мол, каждый имеет право на своё мнение. Вернут ли когда-нибудь Петрикирхе исторический облик — неизвестно. И нужно ли?
УЛИЦЫ
Петрикирхе вернули конфессии, а десятки и сотни других храмов — нет. Знаменский храм стал вестибюлем станции метро площадь Восстания, а немецкая реформаторская церковь — Дворцом культуры работников связи.
Кирху в готическом стиле на Большой Гостиной снесли, и построили здание в модном тогда стиле конструктивизма. Знаменский храм взорвали. Большую Гостиную переименовали в улицу Герцена, а Знаменскую площадь — в площадь Восстания.
Большая Морская 58, стена Дворца культуры работников связи (бывшая немецкая реформаторская церковь)
Для Советского Союза характерно массовое переименование топонимов: только в Петербурге 192 улицы и площади, по данным топонимической комиссии Санкт-Петербурга, поменяли своё название. Избавлялись от всего, что напоминало о старом режиме: улицы Церковная, Большая Спасская и Малая Болотная, Графский переулок, Александровский проспект и Троицкая площадь исчезли. Зато появились улицы Блохина, Красного Курсанта, Красного Текстильщика, Пролетарский переулок, проспект Добролюбова и Площадь Революции.
Улица Софьи Перовской, 1980 год, Ленинград.
С 1918 по 1991 г. Малая Конюшенная носила имя Софьи Перовской, которая была революционеркой, а также руководила убийством Александра II в марте 1881 г.
Малая Конюшенная улица, 2020 год, Санкт-Петербург.
В 1991 году улице вернули историческое название.
В здании по адресу Сенатская площадь, д. 3/ Конногвардейский бульвар, д. 1 в 1916 году находился Святейший Синод. В 1930 на этом же месте по адресу площадь Декабристов, д. 3/бульвар Профсоюзов, д. 1 находилось Главное архивное управление.
В 1900 году прихожане по воскресеньям собирались в голландском реформаторском храме на Большой Конюшенной улице, д. 31/Невском проспекте, д. 20. Через 37 лет Большая Конюшенная стала улицей Желябова, Невский проспект — проспектом 25-го Октября, а храм — библиотекой.
Последние два десятилетия в Петербурге ведётся своего рода «гражданская война» за возвращение исторических названий улицам.141 улица по сей день носит название, данное в СССР. Более чем 40 советским топонимам планируется вернуть историческое название. Это отмечено в «Красной книге петербургских топонимов"-в документе, созданным топонимической комиссией на заседании от 22.11.2018.
Десять Советских улиц в историческом районе Пески, различающихся только порядковыми номерами, планируют сделать Рождественскими — вернуть «вечное Рождество» в город. На очереди наиболее говорящие названия: площадь Восстания, улица Чапаева, площадь Труда.
192

улицы и площади поменяли своё название
141

улица по сей день носит название, данное в СССР
более чем 40

советским топонимам планируется вернуть историческое название
Узнав о намерениях топонимической комиссии, общественность раскололась на две группы: сторонники и противники десоветизации. Одно из самых громких дел, связанных с переименованием улиц, завершилось в 2016. Группа историков смогла отстоять название улицы Жака Дюкло — французского антифашиста и коммуниста.
Возвращение многим улицам исторических названий неуместно. Критерии возвращения исторических наименований, опубликованные на официальном сайте Санкт-Петербургской топонимической комиссии, требуют обращать внимание на историко-культурную, мемориальную и краеведческую ценность топонима.
Критерии возвращения исторических наименований
Продолжительность существования прежнего топонима (100 — 200 лет), закрепленного на карте города
Фактическое использование старого названия наряду с существующим.
Историко-культурная ценность топонима
Историко-географическая, краеведческая ценность топонима
Мемориальная ценность топонима
Улицы имени Ольги Берггольц, Белинского, Маяковского — дань памяти великим деятелям искусства. Их судьба неразрывно связана с Петербургом. А судьбу улиц, названных в их честь, будет определять топонимическая комиссия и общественность.
И нужно ли?
Цель десоветизации — возвращение исторической справедливости. Будет ли она восстановлена — неизвестно. И нужно ли?
ЗАВОДЫ
«Религия — опиум для народа».
Это знал каждый гражданин СССР. Вместо того чтобы ходить по церквям, лоб бить, шли работать. «Пятилетку — за четыре года!» А лучше за три.
Ударными темпами начали строить и возрождать заводы — из 70-ти крупных предприятий, находящихся на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, около 30 было построено при СССР — по данным сайта CompanyBest (для сравнения — в РФ чуть больше 10). СССР развалился, забрав с собой пятилетки, а огромное количество бетонных и кирпичных коробок-заводов осталось.
Тогда из рабочих мест заводы стали превращаться в места отдыха. Большие площади и дешёвая аренда привлекали творческих людей: художников, музыкантов, дизайнеров. И так полуразрушенные или заброшенные здания стали превращаться в арт-пространства.

Один из лидеров рынка креативных пространств Петербурга — Артмуза.
Артмуза — музей современного искусства и по совместительству креативное пространство на Васильевском острове. 30 лет назад на этом месте работал завод по производству спортинвентаря и настольных игр. В 1991 году завод перепрофилировался на производство акустических гитар и получил название «Муздеталь», но вскоре опять поменял своё назначение — был преобразован в бизнес-центр.
История «творческого кластера» началась в 2013 году. На 2020 год Артмуза — один из самых крупных арт-проектов, площадью 13 тыс. кв. м (больше только Голицын Лофт — 20 тыс. кв. м). На официальном сайте творческого кластера написано: «Наше кредо — сделать искусство доступным для каждого». Вход в Артмузу бесплатный для всех.
Выставочный зал Артмузы до и после ремонта
И нужно ли?
Будут ли давать другим заброшенным заводам вторую жизнь — неизвестно. И нужно ли?
ДРУГИЕ АРТ-ПРОСТРАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЗАВОДОВ
Лофт-проект «Этажи»
Лиговский проспект, д. 74
С 1936 до 2005 года — Смольнинский хлебозавод, с 2007 года — выставочный центр (лофт).
Севкабель порт
Кожевенная линия В.О., д. 40
Завод «Севкабель» был построен в 1879 году. В 2016 году после оптимизации освободились территории, принадлежащие заводу, где открылось новое арт-пространство.
Бертгольд центр
Гражданская улица, д. 13−15
С 1899 до 1924 года — «Словолитня и производство медных линеек Г. Бертгольд»,
с 1924 до 1958 — 1-я Картонажная фабрика,
с 1958 до 1991 — Государственное специальное конструкторское бюро теплофизического приборостроения,
с 2016 — арт-пространство.
Завод №34
Кожевенная линия В.О., д. 34
Бывшая ситценабивная фабрика им. В.Слуцкой.
Арт-пространство Studio 212
Набережная реки Карповки, д. 5
Здание бывшего печатного цеха.
Полина Горда
Автор текста и вёрстки