«Бабушка платила
мне деньги
за выход в кадр»
Мария Полухтина – ведущий специалист Медиацентра СПбГУ. Учится на втором курсе аспирантуры СПбГУ. В 2014 году переехала из Тамбова в Петербург. Сейчас работает на областном канале «ЛенТВ 24».


– Я приехала в Петербург, увидела всю красоту и захотела переехать. Тут спокойно, нет московской суеты, тамбовской простоты. Идеальное место для меня.
Но из-за любви к городу у меня возникла критическая ситуация! Подала документы только в СПбГУ, а баллы были небольшие: в районе 260-270. Когда увидела результаты ЕГЭ, находилась в Египте.
Я сразу нашла план Б. Стану не журналистом, стану аниматором. Знание английского языка есть, почему бы и нет? Но маме не понравился такой вариант, и она предложила заключить договор на платное обучение. «Ты же не будешь учиться в Тамбове?» – говорила мне.


– Почему вы выбрали СПбГУ?


– Можете рассказать о публикациях
в школьных газетах?
– Меня запомнили редакторы как девочку, которая постоянно стучится в издание. Я всегда им приносила рукописные работы, написанные карандашом. Было такое вдохновение! А сейчас перечитываю свои материалы… Чем я тогда думала? Если разбирать по законам новостей, то там ничего нет. Видимо, мои тексты не редактировались.


– Как прошли ваши творческие экзамены?


– Ужасно! Письменную часть я писала в большой химической аудитории, где преподавал сам Менделеев. Помню эти скрипучие полы и лавочки, и узенький стол, с которого всё падает при малейшем движении. Я стала писать заголовок для эссе. Ставлю точку. И падает ручка! Она укатилась так далеко, что глазами не могла найти. Потом весь экзамен из-за неё переживала. На устном экзамене попался билет про политику. А в этой теме я не сильно разбираюсь. Единственный вопрос, который я запомнила: «‎В Тамбовской области губернатор назначается или выбирается?» Я ответила, что вначале назначается, а потом выбирается. Меня спас этот вопрос. Он помог мне пройти порог в 65 баллов и задержаться в университете.


– Как вы попали на «ЛенТВ 24»?


– Я увидела, что однокурсница репостнула запись своего сюжет на «47» канале
(в будущем «ЛенТВ 24»). Тогда во мне проснулась зависть. В этот же день нашла контакты редакции. Отправила портфолио и заявление, что хочу к ним. Через 10 минут позвонили и пригласили на собеседование. Я его прошла и через несколько дней в первый раз поехала на съёмки. Тема: «Полгода с теракта в метро». Было тяжело, но команда помогала мне справиться психологически. Так началась моя история с каналом «47».


После ребрендинга канала изменилось многое: добавилась студия, появились прямые эфиры и ведущие. Меня даже официально оформили и зарплату повысили. Работники телеканала хвалили, говорили о большом прогрессе.
Огромное спасибо бабушке. Она мой главный критик. После каждого сюжета давала обратную связь: где-то слышно плохо, где-то хорошо, волосы лицо закрывают, сильный засвет. И ещё она меня часто стимулировала на частый выход в кадр, давая 1000 рублей за стэндап.


Я там стажировалась целый год бесплатно. Мне было в удовольствие ездить по Ленинградской области, снимать в грязи с жужжащими комарами под ухом. Затем я начала подходить к редактору: «Вы меня не гоните, не ругаете, отправляете на сюжет, может я за копеечку продолжу это делать?». После третьего подхода мне сказали, что будет гонорар. Но чтобы заработать 10 тысяч, в месяц нужно снять около 11 сюжетов. Я тогда преимущественно работала по выходным, но иногда и пары пропускала. Работа была важнее.
– Что самое сложное в журналистике?
– Найти то место, где тебе нравится и хочется работать. Где при стажировке с тобой общаются
так же, как с журналистами из издания. Ещё одна из сложностей для начинающих журналистов – замечать детали, копаться и искать ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у зрителя.
В первое время это кажется очень трудным. Если говорить про меня, то мне иногда было сложно учиться, иногда было сложно писать тексты.
Я очень боялась общаться с людьми по телефону, и это для меня было трудным.

– В каком СМИ хотели бы работать?


– Мне кажется, я уже попала в то издание, в котором хочу работать. «ЛенТВ 24» – моя любовь, первая
и пока взаимная. Когда-то я хотела быть ведущей «Доброго утра» на «Первом канале», и может быть давняя мечта ещё когда-нибудь исполнится. Помимо того, что нужно рвение, большое желание и немножко ревности, надо много чего сделать, чтобы туда попасть.
Сейчас, думая головой, а не сердцем, хотела бы продвинуться в университете. Еще всегда хотела открыть свою редакцию, но должно быть что-то оригинальное, потому что сейчас все друг на друга похожи, а хочется выделяться.




– У своих родителей, мне кажется, что это дорогого стоит. Поговорить со своими родными с точки зрения журналиста. Посмотреть
на людей, как на личностей, а не как
на родственников. Из известных людей, может быть поговорила бы с Олегом Басилашвили, который играл Воланда в сериале «Мастер и Маргарита».
В детстве мне нравился актер Владислав Галкин из сериалов «Мастер и Маргарита», «Дальнобойщики» и других, с ним бы было интересно записать интервью, но теперь
это невозможно. У меня есть желание взять интервью у людей, которых уже нет. Вообще, сложно ответить на этот вопрос, я больше за внутреннюю гармонию, семейные ценности, а не хайп и известность.


– У кого из знаменитостей хотели бы взять интервью?


– Было ли у вас выгорание? Если да, как вы с ним справлялись?

– Да, конечно. У меня больше редакторская работа, чем авторская. Бывает такое, что с тебя много всего спрашивают, на тебя все давят и в один момент все надоедает. Тогда я иду на поиски работы, отправляю резюме, не получаю ответы и думаю «ну и ладно». В такие моменты важно обращаться самому к себе, каждый раз напоминать себе, чем тебе эта работа интересна.
– Что вы можете посоветовать начинающим журналистам?


– Больше читать, больше быть в теме того, что происходит в мире, в стране. Быть в своей сфере, интересоваться культурой, литературой, историей, смотреть кино, расширять свой кругозор. Образование для журналиста является основным, какое именно – это уже дело каждого. Но больше шансов пробиться в какое-то издание, если вы учитесь на журфаке. У студентов СПбГУ есть возможность работать
с первоисточниками, что тоже очень важно и интересно. И конечно, больше практиковаться и работать над собой.
Евгений Гордиенко
Полина Виноградова
Виктория Шалда
Софья Лебеденко
АВТОРЫ
ХУДОЖНИК
ВЕРСТКА
Евгений Гордиенко
АВТОРЫ