Сам ты клоун!
О театре, клоунаде и драме
Театр «Лицедеи» – один из немногих в России и за рубежом театр драматической клоунады. Эта основанная в 1968 году Вячеславом Полуниным труппа успела покочевать по подвалам, объездить весь мир, поработать в цирке «Du Soleil» и обосноваться на Петроградской стороне. И является важной частью жизни Петербурга. В 90-х театр был очень популярен: актёры участвовали и в съёмках фильмов, и на телешоу, и на фестивалях. Сейчас о «Лицедеях» меньше говорят и меньше слышат. Клоунада в принципе теряет свою уникальность и вызывает всё меньший интерес у зрителя старше восьми лет.
Помимо кризиса жанра у «Лицедеев» есть ещё проблемы: их здание на Льва Толстого норовят отнять уже больше пяти лет. И сейчас театр снова просит подписать петиции, проводит очередные судебные разбирательства.
О драмклоунаде, истории знаменитых «Лицедеев» и проблемах со зданием корреспондент «Союза Печатников» поговорил с актёрами театра.
Те самые «Лицедеи»
  • Анвар Либабов
    лицедей с 1981
    «Основная проблема клоунады сейчас ̶ отсутствие масштаба личности. Сейчас кризис жанра, клоунада разменялась на анимационный жанр. Много ряженых на городских мероприятиях, и их много по всему миру и стране. Умерла пантомима, остаётся анимационная клоунада. В нашем жанре стало меньше сентимента, лирики, поэтики.
    А вообще клоунада – тренинг хороший. Когда мне самому было плохо после потери близких, вечером я выходил на сцену и играл»

  • Леонид Лейкин
    лицедей с 1983
    «Мне нравится, что не бывает смешного без грустного. В тех же трагикомедиях человек попадает в такие обстоятельства, что, например, когда он упал и ему больно, зрителю смешно смотреть. И в постановке у нас всегда есть грустинка. Каждый тогда вспоминает свое, ведь клоунада – это такой жанр: слов почти нет, но у тебя есть огромное поле, чтобы вспоминать и додумывать. Тебе никто ничего не разжёвывает. И когда приходят люди целой семьей, каждый смеётся над своим. Вот она – clown power»
  • Юрий Музыченко
    лицедей с 2012
    «В моем понимании клоунада –правдивое искусство. Это история, рассказанная не напрямую, а образами и своими ощущениями. Поэтому мне и не нравится обычный театр, это скучная передача новостей по факту. То же самое можно показать в небольшом клоунском номере, но передать это своим ощущением и стараться найти в людях какие-то цветовые, световые, музыкальные точки, чтобы у них возникло то же чувство, что и у тебя. И поддержать это визуальным образом и драматургией».
О театре и его актёрах
«Какой-то тут у нас крейзи появился!»
Анвар Либабов был студентом ветеринарного института, занимался самодеятельностью и в студенческих театрах, а на пятом курсе устроился гардеробщиком в ДК Капранова, где увидел спектакль в жанре пантомимы и «Лицедеев». «Влюбился в них, у меня весь мир тогда перевернулся», –говорит актёр.
«И однажды на практике в совхозе перед вечерней дойкой открыл газету, где написано, что театр-студия Полунина набирает актёров. Всё бросил, сел на электричку и приехал на пробы. Показал там маленький портрет всех персонажей из всех спектаклей «Лицедеев». Получилось достаточно сумбурно. Потом услышал, как про меня говорят: «Какой-то тут у нас крейзи появился!» – вспоминает Анвар.

Леонид Лейкин работал осветителем в ДК имени Ленсовета, где познакомился с Полуниным, который позвал его к себе в театр. А так как Вячеслав всегда любил экономию («Окончил экономический университет», – улыбается Лейкин), у него в постановке один человек мог отвечать и за свет, и за костюмы, и на сцене выступать. Так что, пройдя актёрские курсы, световик Лейкин присоединился к труппе и стал гениальным клоуном.

В 1992 году Полунин ушёл из «Лицедеев», но театр сохранился. Остался директор, печать, техники, концепция. У труппы был реквизит, фонограммы, но всё по подвалам и квартирам.

«На одно время нас приютили писатели-сатирики, и через два месяца мы сделали спектакль «Бессонница» с элементами элементарного театра. То есть работали со всем, что под рукой – валенки, вешалки, ватники. И с этой постановкой поехали по всему миру», – рассказывает Лейкин.
Знаете ли вы о «Лицедеях»?
опрошено 110 человек
60%
слышал(а)
24%
ходил(а) на спектакли
16%
не слышал(а)
А вы знаете о «Лицедеях»?
Your vote has been accepted. Thank you for participating!
О проблемах со зданием
После того, как «Лицедеи» «покочевали по подвалам», объехали весь мир с несколькими спектаклями, в 2000-м году они выиграли тендер на здание среди 100 претендентов. Обошли даже Эйфмана, разные творческие коллективы, богатые компании.

– Нам сказали: «Ребята, вот вам пятно на карте, стройте». Но даже если бы мы продали все свои квартиры, дачи, бани, кошек, собак, то денег всё равно не хватило бы. И Виктор Соловьёв, клоун и художественный руководитель «Лицедеев», стал искать инвесторов, – говорит Лейкин.
Был построен торговый комплекс «Толстой сквер» с бутиками, кофейнями, спортзалом и театром на последнем, пятом этаже.
ТЦ занял 26 тыс. кв. м, когда по бумагам должен был занимать 24 тыс. Театр составил лишь 7,7% от площади всего ТЦ, хотя все бумаги на землю оформлены на «Лицедеев».
Первое время к «Лицедеям» претензий не было, но потом здание решили продать
«А с театром не могли продать – кому он нужен? Разве вам захочется купить квартиру, в которой уже кто-то живёт. Ну и начались тяжбы, нас закрыли. Несмотря на то, что мы выиграли девять судов, писали Путину, в Заксобрание, за нас народ, телевидение, в театр нас не хотели пускать. Мы приходили с приставом, ломали двери. Театр, конечно, открыли тогда, но сейчас снова помещение отнимают. Это до сих пор тянется, а мы до сих пор работаем», –делится Лейкин.
Инвесторы всё ещё пытаются незаконно продать официальную площадь «Лицедеев» для получения прибыли. Актёрам удалось оформить договор на аренду, плату за которую театр ежемесячно выплачивает. Но каждый месяц сумма растёт в геометрической прогрессии. Если это останется так же, то через 16 лет, например, ежемесячная оплата ЖКХ будет составлять почти один миллиард рублей. Хотя площадь театра – 2 тыс. кв. м. «Снова деньги всё решают, коррупция», – вздыхает Лейкин.
Даже в здании, с которым происходило и продолжает случаться неимоверное количество проблем, «Лицедеи» обустроились так, что зритель чувствует себя комфортно, по-домашнему. Да и актёры тоже. Несмотря на все трудности, этот театр продолжает жить и выступать. И продвигать концепцию философской клоунады.
Узнав о «Лицедеях» и их серьёзном отношении к своему жанру, уже не считаешь клоунов простыми аниматорами. Здесь клоунада – театр. И в каждой постановке читается философия и лирика. Этот театр можно по праву назвать историческим, ведь он один из немногих по России и Петербургу представляет свой жанр. Необычный и разрушающий представление о клоунах.
Сами же актёры несмотря на стаж и возраст остаются «отрывными» и «безбашенными». Они, как и их театр, сочетают в себе философию и драйв, лирику и «тусу», клоунаду и драму.
  • Настя Дубинникова
    текст, фото, видео, вёрстка