С самого детства я проводил лето в деревне Шуезеро Беломорского района Карелии. Там все говорили по-карельски: в избе, в магазине, на улице. Это был совсем другой мир: старинные избы, бани по-чёрному, деревянная мебель и утварь, священная скала Калев, на которой стояла деревня, таинственный мощный гул у деревни Шароваракка. Лодка была основным транспортным средством, рыбалка, поход в лес – ежедневными занятиями. В деревне всё будило воображение, рождало вопросы. Для меня деревня Шуезеро и была дверью в карельский мир. Я стал интересоваться топонимами, историей Карелии, карельскими традициями, культурой, языком. |
На мой взгляд, карельский фольклор сохранил больше связей с древней историей, чем русский. Он более многомерен. Общение с духами, предками из загробного мира является для карельского фольклора обычным сюжетом. Духи и боги участвуют в жизни живых. Чтобы сохранить исчезающую карельскую культуру, сами карелы, в первую очередь, должны осознать, что наше культурное наследие является одним из древнейших и ценнейших знаний человечества. Десятки тысяч строк карельских рун, записанных на старо-карельском и древне-карельском языке, ещё лежат непереведёнными. Возможно, осознание уникальной ценности карельской культуры побудит большее число карел гордиться своей принадлежностью к карельскому народу, интересоваться карельской культурой и языком. |