Граффити в привычном понимании – сумасшедшие, непонятные, абсурдные надписи на стенах с нецензурной бранью. Вандализм да и только. Но на сегодняшний день много стрит-арт художников, использующих граффити в своем творчестве.
Бэнкси – самый таинственный и загадочный их представитель. Его личность засекречена, а граффити продаются за тысячи и миллионы фунтов стерлингов. Выставка с его работами в «Севкабель Порту» не только откроет мир стрит-арт искусства, если вы с ним ещё не знакомы, но и изменит ваше отношение к граффити. Его картины полны смыслов, хотя порой это чёрный юмор или отсылка к известным художникам.
Выставка состоит более чем из 100 объектов. Конечно, это не оригиналы, так как многие из них стерты с лица земли, да и стоимость таких картин слишком высока, поэтому организаторы собрали все самое необычное и яркое из творчества Бэнкси и воспроизвели.
Одна из последних работ Бэнкси – граффити в вагоне английского метрополитена в 2020 году. 2020 – год пандемии и обострения ситуации с Covid-19. Своей картиной, Бэнкси хотел привлечь внимание жителей, быть осторожными и беречь своё здоровье. На граффити были изображённые фирменные крысы в трёх разных сюжетах, использующих защитные маски. Несмотря на благой порыв Бэнкси, власти приняли решение закрасить изображения, так как имеют строгую политику по отношению к граффити.
Не только последние работы Бэнкси поднимают социальные вопросы, но и картина 2006 года «Девочка с факелом» символизирует беженцев Африки. Они приезжают в Италию, факел с кислотно-розовым цветом привлекает к себе внимание, чтобы девочку спасли с тонущей венецианской улицы. В своих произведениях художник не раз обращается к творчеству других авторов: Рембрандта, Энди Уорхол, Моне, Да Винчи. Он вспоминает принцессу Диану, посвящает картину Елизавете II. Также в своих работах Бэнкси затрагивает вопросы экологии, политики, телефонной зависимости, наличии или отсутствии личного пространства.
Ещё одной популярной работой называют «Заседание обезьян в английском парламенте», в массах эта работа вызвала небывалый ажиотаж и обсуждения. А одна из самых дорогих работ Бэнкси – «Любовь в мусорном ведре»* – была продана за 1 миллион и 42 тысячи фунтов стерлингов.

* это название работа получила после утверждения цены, так как потом картина попала в автоматический шредер, встроенный в рамку картины, но лишь на половину. Сюжет картины по прежнему заставляет задуматься о детстве современного ребёнка.
Однако, даже сам художник не раз говорил о нелегальности графического искусства. В своей работе «Улицы для игр» автор смеётся над законом о граффити. Бэнкси сам использует в своём сюжете знак запрета, но через пару часов после публикации в социальных сетях о работе, знак пропадает. На следующий день творения «вандала» власти закрашивают.
Ещё одна работа – «If graffiti changed everything – it would de illegal».*


* Если бы граффити что-то меняло, оно было бы нелегально.
Работы Бэнкси привлекают внимание людей. Можно ли назвать их вандализмом?
С одной стороны, да. Ведь, чтобы донести свою мысль, автор использует частную или государственную собственность, так или иначе это порча, но зато какая! Эти граффити заставляют задуматься о жизни и вечных вопросах. К тому же, сложно представить, что такие картины – с глубоким смыслом, будь они в рамках в галерее, будут столь обсуждаемыми. Да, посетители задумаются, постоят над ней пару минут и пойдут дальше, а граффити привлекает внимание своей встроенностью в среду, ты волей-неволей смотришь на них.
Одни посмеются и поддержат художника, другие скажут: «Нарушение закона!» – и закрасят произведение искусства. Если это вандализм, то почему работы Бэнкси стоят таких баснословных денег? Вопрос, на который сложно дать однозначный ответ.


Граффити рисуют и на обычных холстах. «Бабушки» – картина, нарисованная в трафаретной технике Бэнкси. Или юмористическая картина «Королева обезьян», созданная в честь юбилея английской королевы. Она вызвала недовольство среди британцев, когда появилась как граффити на стенах одного из баров (автор изображения на стене не Бэнкси, а владельцы бара).
«Проверка интеллекта» – серия холстов, рассказывающая историю одной шимпанзе. Обезьяне необходимо найти сейф, в котором спрятана заветная пища. В данном сюжета шимпанзе – образ человека, мыслящего узко, люди, которые не могут принять собственное решения, а идут по нормам и канонам. Однако животное ломает систему, найдя желаемое, она строит башню из сейфов и уходит.
Одна из знаменитых картин, которую представили на выставке, – «Парень с собачкой». На картине обычный парень в мешковатой одежде, в капюшоне. В руках поводок от собаки самой популярной в стрит-арт. Она нарисована в мультяшном стиле, автор – Кит Харингтон. Здесь Бэнкси отдаёт дань уважения художнику.
Кричащие, привлекающие внимание работы Бэнкси, полны метафор и смыслов. Даже если это шуточная зарисовка, есть над чем поразмыслить. Чтобы следить за происходящем в мире стрит-арта, можно подписаться на Инстаграмм* Бэнкси. Ведь мир слишком быстро меняется, а творчество художника исчезает. Он публикует там свои работы, после чего власти могут сразу же уничтожить их. Хотя не всякое граффити – вандализм, и не всякое граффити – искусство. В мире есть как сторонники Бэнкси, так и те, кто против графических изображений на домах.
*Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации