ФУТБОЛЬНЫЙ ФАНАТ, КТО ТЫ?

Какие ассоциации возникают у обывателя, когда он слышит словосочетание «футбольный фанат»? Хулиганство, мат, разгромы, насилие. А образ? У большинства людей перед глазами сразу же встаёт картина: подвыпивший мужчина или подросток в шарфе, окрашенном в цвета любимой команды, устраивает потасовки, громко ругается матом, «прославляя» свой футбольный клуб и привлекая внимание окружающих.
Околофутбольная среда – это всё, что происходит за пределами игрового поля. Болельщики, их фанатские традиции, песни, кричалки, баннеры и, конечно, самое главное — разборки между приверженцами разных клубов.
Отчасти этот образ оправдан. Как и любой стереотип, данное мнение о фанате складывается благодаря не самым лучшим представителям околофутбольной среды.

По традиции, фанаты московского клуба «Спартак» и петербургского «Зенит» перед каждым футбольным матчем (а это как минимум 2 раза в год!) устраивают массовые потасовки, в которых задействованы, по разным подсчётам, до 500 человек. При этом в драках принимают участие только фанаты. Вступать в конфликт с простыми болельщиками («кузьмичами») у них не принято.



Кузьмичиобычные болельщики, которые периодически ходят на футбол, относятся к нему как к некоторому развлечению, и не связывают свою жизнь с этим видом спорта.

Фанатское движение— малочисленные группы, однако более организованные. У них есть свои лидеры, и живут они по определенным фанатским правилам, которые во многом повторяются в разных странах.
Но есть и обратная сторона медали. На стадионе фанаты дружно и массово поддерживают свою любимую команду, даже если она проигрывает. Эти люди безгранично преданны своему клубу, посвящая «болению» значительную часть своей жизни.

После проведения Чемпионата мира по футболу 2018 в России изменилось отношение к этому виду спорта. Данное событие популяризировало футбол среди различных слоёв населения и повысило комфортность посещения стадиона. Увеличился интерес простых болельщиков, среди которых появилось много женщин и детей.
Бывший вице-премьер правительства РФ по вопросам культуры, спорта и туризма Ольга Голодец рассказала, как на Россию повлияло проведение Чемпионата мира 2018 по футболу:
Поведение фанатов не всегда приводит к негативным последствиям. Они сдерживают хулиганские порывы, вынося их за пределы стадиона, но при этом, сохраняя свою активность.

«Мир футбола – это очень сложная штука. Есть футбольные фанаты, а есть хулиганы. Хулиганы были, есть и будут всегда. Но, как правило, все они решают «вопросы» за пределами стадиона. Бывают мелкие стычки, конечно, но это очень редко и вполне спокойно!» – комментирует Владимир, фанат футбольного клуба «Зенит».

Несмотря на хулиганское поведение и нежелание подчиняться общепринятым нормам, фанаты выполняют важную функцию: отстаивают честь команды за пределами поля. Их традиции в виде кричалок и баннеров делают футбол более ярким и интересным.


Факты о футбольных фанатах


1
Доля женщин среди болельщиков как чемпионата России, так и игр национальной сборной в отборочных циклах, составляет не более 15%. В Западной Европе этот показатель держится вокруг отметки 40%, а в Японии, Корее и Китае при топ-трансляциях он может превышать и 60%.
2
Одно из самых известных фанатских противостояний, названное «Битва при Марселе», произошло во время чемпионата Евро-2016. Грандиозную драку устроили фанаты из России, спровоцировав английских хулиганов.
3
Фанаты футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» — самые многочисленные в мире. Их насчитывается 659 млн. человек.
4
Почти 70 лет назад, 16 июля 1950 года, был установлен уникальный рекорд посещаемости футбольных матчей, который до сих не побит. Финальную встречу ЧМ-1950 между сборными Бразилии и Уругвая на стадионе «Маракана» посетили 173 850 зрителей.
5
Наиболее популярный бренд одежды среди более обеспеченных фанатов- Burberry, характерным принтом которого является бежево-черно-красная клетка. Хотя изначально данный бренд занимался поставкой одежды для британской армии, за счёт качества и практичности своих материалов.
Мир футбола– это не только хулиганское поведение фанатов, ненормативная лексика и кричалки. У футбола есть важная социальная функция – давать возможность цивилизованному выходу эмоций. Но в нём есть и другое – объединяющее и созидающее начало.