Профессор, вы не правы!
Tilda Publishing
Вспомните, возможно перед сном вы погружались в мысли, представляя себя главным героем
недавно прочитанной книги, додумывая ее сюжет или изменяя реальность. Некоторые называют это
загадочным словом – фанфикшен. Наверняка многие уже не раз слышали это определение, но его
смысл всегда ускользает. А если я скажу, что вы читаете фанфики с самого детства и даже сочиняете
их сами, поверите ли вы мне?
Сами понятия «фанфика» и «фанфикшена» появились только в прошлом столетии, но их реальная история началась намного раньше, чем вы можете себе представить.

Начнем с того, что такое «fan fiction». «Fan» – в переводе с английского – «фанат», а «fiction» – «вымысел», то есть «фанатский вымысел». В некоторых определениях акцент делается на том, что это творчество «непрофессиональных авторов», и не упоминается, что обычно фанфики создаются на некоммерческой основе, в других же все происходит наоборот. Мне кажется, что правильнее использовать самое широкое определение: «fan fiction» – фанатский вымысел.


Tilda Publishing
По своей сути фанфики это то, что ты придумал, основываясь на любом изменении реальности. Как только появилась реальность, как только мы начали видеть и слышать, мы стали мечтать. Вскоре возникли и первые философы, записывающие свои догадки о создании Вселенной, а люди начали объяснять все природные явления волей выдуманных высших сил.

Лучшей иллюстрацией к этому явлению являются мифы Греции, Египта и, намного позже, Рима. Но в мифах постепенно стали появляться не только Боги, но и люди, с которыми жителям было легче себя ассоциировать. Божества в рамках одной страны постоянно путешествовали по разным мифам и произведениям. Например, герой «Илиады» Гомера – Ахилл, появляется в драмах Софокла, трагедиях Эсхила, Еврипида и других известных авторов того времени. Многие считают, что это и является началом фанфиков, а если говорить конкретнее, фанфиков-кроссоверов.


Кроссовер – это произведение, которое включает в себя две или несколько пересекающихся вселенных, любые элементы из которых (сами миры, персонажи, события или всё вышеперечисленное вместе) могут перемещаться между этими вселенными.
Следующим неисчерпаемым источником для фантазии интерпретаторов стала Библия. К числу фанфиков евангельских сюжетов можно отнести роман "Мастер и Маргарита", включающую в себя Булгаковскую версию истории Понтия Пилата. А если говорить о религиозной литературе, то Апокрифы, в некотором роде, тоже можно считать фанфиками.
Апокрифы – в узком смысле, книги неизвестных авторов, которые в своем заголовке или в содержании имеют некоторое сходство с книгами Священного Писания, но Церковь не признаёт их канонического авторитета; либо рассказы отвергающие некоторые элементы канона, спорящие с ними. Одним из самых известных течений по этой теме являются произведения по Дж. Р. Р. Толкину, написанные под девизом «Профессор, вы не правы!».
В 1605 году состоялась первая публикация «Дон Кихота» Сервантеса, получившая множество продолжений. Самым известным подражателем стал скандально известный духовник короля Филиппа III – монах Луис де Алиага, без разрешения автора в 1614 году опубликованной весьма посредственное продолжение приключений храброго рыцаря. Возмущённый автор написал вторую часть романа, в последней главе которого жестко раскритиковал самозванца.
А у одного из самых знаменитых поэтов и драматургов мира – Уильяма Шекспира, лишь «Буря» является полностью оригинальным произведением, сюжеты для всех остальных известнейших пьес же взяты из английского фольклора. Даже у А.С. Пушкина некоторые сказки написаны по аналогии с народными историями других народов мира, например «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» очень схожа с «Белоснежкой» братьев Гримм, что не мешает всем вышеупомянутым писателям по праву считаться гениями, а их произведениям – входить в мировую классику.


Tilda Publishing
Следующие новаторы в написании фанфиков – сестры Бронте (самая известная из них – Шарлотта, позже написавшая «Джейн Эйр»), сочинившие фантастические приключения Артура Уэллсли, первого герцога Веллингтона, и двух его сыновей: Артура и Чарльза. Эти рассказы считаются одними из первых «фанфиков про реальных людей».

Сейчас подобные произведения чаще всего рассказывают о жизни знаменитостей. В фантазиях фикрайтеров реально существующие личности могут проживать свои альтернативные биографии, знакомясь друг с другом, встречаясь, создавая союзы или враждуя. Иногда это выходит за рамки приличия и представляется одним из самых спорных моментов фанфикшена. Впрочем, бесцеремонность фанатского внимания всегда является оборотной стороной популярности. Иногда фикрайтеры становятся провидцами. Благодаря своему воображению, они могут предугадать дальнейших ход событий.


«Ficwriter» – это, как и большинство понятий фанфикшена, заимствованное из английского языка слово, где «fic» является сокращением от «fanfic», а «writer» – писатель, соответственно фикрайтер – это писатель-фанат.
Tilda Publishing
Когда в 1893 году Артур Конан Дойль, уставший от своего героя, опубликовал «Последнее дело Холмса», фанаты великого сыщика писали автору множество просьб воскресить полюбившегося героя и, не дождавшись ответа, создали «Журнал Бейкер-стрит», опубликовавший фанатские продолжения и интерпретации жизни Холмса. А в 1903 году автор уступил многочисленным просьбам (в том числе, по легенде, и от царствующей на тот момент королевы Виктории) и воскресил Шерлока. Перед смертью Дойль отказался от всех прав на книгу, тем самым создав «самого экранизируемого героя» (по данным книги рекордов Гиннеса). В следствии чего появился закон: авторы фанфиков обязаны отказываться от авторских прав на выдуманный мир и персонажей.

В 1922 году вышла повесть М.А. Булгакова «Похождения Чичикова», в которой автор собрал героев Гоголя, и с их помощью обсудил актуальные на тот момент проблемы, показав еще один вид кроссоверов. В нем герои одного автора сталкиваются друг с другом, или самого автора знакомят с этими героями.

В конце XIX – в начале XX века стали образовываться Литературные клубы, издаваться газеты, в которых обсуждались и публиковались различные произведения. С появлением «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина в 1955 году, фанфики по этому роману стали настолько массовым явлением, что большинство ныне существующих оригинальных фэнтези в некоторой степени являются фанфиками к этой трилогии.
В то же время появилось общество любителей научной фантастики, члены которого называли себя «футурианцы». Они выпускали книгу по «Путешествию Пилиграмма в Небесную Страну» Д. Баньяна, в которой все персонажи имели имена участников клуба и действовали как фанаты научной фантастики.



Tilda Publishing
Официальным началом фанфикшена многие считают 1966 год, когда на свет появился новый сериал «Звездный путь» (Star Trek), ставший настоящим феноменом. Его успех был обусловлен многогранностью показанного мира, общим увлечением населения космосом и, что самое главное, разговорами авторов со зрителями. Выпускались фанзины («fanzines» – «fan» – фанат, «zines» – журналы, фанатские журналы), создатели которых тепло встречали любое фанатское творчество, за что сериалу доставалась отдельная любовь. А в 1974 году по вселенной «Стартрека» была написана пародия «Истории трекки». В ней высмеивались истории, в которых авторы отправляют улучшенную версию себя во вселенную, побеждают всех врагов, обладают самыми лучшими навыками и являются самыми талантливым людьми во вселенной. Позже, этот феномен получил название «Мэри Сью», от имени главной героини и, несмотря на многочисленные пародии, до сих пор остаётся очень популярным. Это легко объяснимо, ведь кто из нас не мечтал оказаться в любимой книге, спасти всех и красиво пожертвовать собой под аплодисменты восторженной толпы?
Tilda Publishing
В начале 1970-ых фанатские сообщества окончательно сложилось, а в 2000-ых, с появлением интернета, фанфикшен обрел мировую популярность. Одними из первопроходцев интернет-фанфикшена стали фанаты «Гарри Поттера», первый роман о котором вышел в 1997 г.. Гарри Поттер до сих пор имеет огромную массу фанатских продолжений, он во многом помог фанфикам выйти на новый уровень. Именно в 2000 – 2010-ых люди начали массово обращать внимание на фанфики.
В 2009 году практически одновременно появились англоязычный сайт Archive of Our Own (сокращённо АО3) и русская Книга Фанфиков (Фикбук или ФБ). В АО3 разрешалась публикация на любых языках (там даже встречаются фанфики на «синдарине», выдуманном Толкином языке эльфов), а Фикбук позиционировался как чисто русскоязычный сайт. Обе площадки изначально были некоммерческие, но на данный момент таковой остаётся лишь АО3, так как на Книге Фанфиков появились платные функции.
Archive of Our Own
Книга Фанфиков
Tilda Publishing
Теперь давайте разберёмся с видами фанфиков. Они бывают написаны по книгам, жизни известных людей, играм, фильмам, аниме, сериалам и даже по самим авторам всех этих произведений. Существуют фикрайтеры, пишущие стихотворения, или создающие целые пьесы. Не стоит обходить стороной и ориджиналы, в которых автор сам придумывает свою вселенную и героев, но сохраняет основные клише и правила фанфиков, из-за чего такие произведения тоже относятся к фанфикшену.
Также в фанфиках всегда присутствует дисклеймер, в котором раньше писался отказ от всех прав, а теперь располагается «шапка» работы. В ней есть заимствованный из кино раздел возрастных рейтингов. Там же присутствует классификация по направленностям. Благодаря подобной систематизации, и добавлению «тегов/меток», даже не читая аннотацию можно приблизительно понять о чем фанфики, и решить, хочешь ли ты его читать. Не следовать выставленным тегам в фанфикшене запрещается.
Archive of Our Own
Книга Фанфиков
Tilda Publishing
Почему же люди хотят писать фанфики? Какие у фанфикшена есть позитивные, а какие негативные стороны?

Положительные стороны заключаются в том, что в фанфиках мы исполняем свои мечты, чувствуем единение со всем фанатским сообществом, тренируем свои творческие и писательские навыки и обретаем возможность высказать своё мнение: нарушая иерархию «автор/читатель» переходим в отношения, где каждый читатель может стать автором.
Негативные сторона включает в себя переход личных границ при написании фанфиков по реально существующим людям и по произведениям тех авторов, которые просят о них не писать. Также существует обилие низкопробной литературы, поскольку большинство стремится просто описывать свои фантазии, часто непристойного характера, не задумываясь о важности сохранения в истории смысла.
Archive of Our Own
Книга Фанфиков
Текст и вёрстка: Щукина Елизавета
Текст и вёрстка:
Щукина Елизавета