Когда в 1893 году Артур Конан Дойль, уставший от своего героя, опубликовал «Последнее дело Холмса», фанаты великого сыщика писали автору множество просьб воскресить полюбившегося героя и, не дождавшись ответа, создали «Журнал Бейкер-стрит», опубликовавший фанатские продолжения и интерпретации жизни Холмса. А в 1903 году автор уступил многочисленным просьбам (в том числе, по легенде, и от царствующей на тот момент королевы Виктории) и воскресил Шерлока. Перед смертью Дойль отказался от всех прав на книгу, тем самым создав «самого экранизируемого героя» (по данным книги рекордов Гиннеса). В следствии чего появился закон: авторы фанфиков обязаны отказываться от авторских прав на выдуманный мир и персонажей.
В 1922 году вышла повесть М.А. Булгакова «Похождения Чичикова», в которой автор собрал героев Гоголя, и с их помощью обсудил актуальные на тот момент проблемы, показав еще один вид кроссоверов. В нем герои одного автора сталкиваются друг с другом, или самого автора знакомят с этими героями.
В конце XIX – в начале XX века стали образовываться Литературные клубы, издаваться газеты, в которых обсуждались и публиковались различные произведения. С появлением «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина в 1955 году, фанфики по этому роману стали настолько массовым явлением, что большинство ныне существующих оригинальных фэнтези в некоторой степени являются фанфиками к этой трилогии.
В то же время появилось общество любителей научной фантастики, члены которого называли себя «футурианцы». Они выпускали книгу по «Путешествию Пилиграмма в Небесную Страну» Д. Баньяна, в которой все персонажи имели имена участников клуба и действовали как фанаты научной фантастики.