Электронная музыка — это музыка, созданная при помощи специальной (электро-акустической и звуковоспроизводящей) аппаратуры. Для того, чтобы придумать композицию, потребуется только компьютер, клавишный контроллер, колонки, звуковая карта и специальная программа: в наше время подобного рода музыку можно создать прямо у себя кухне.


Наш проект не для экспертов и тех, кто давно изучает электронную музыку. Наш проект для тех, кто хочет научиться понимать электронную музыку, а также начать создавать её самостоятельно.
Жанры
Хаус
Хаус появился в чикагских клубах в 80-е годы. Жанр получил своё название благодаря заведению WareHouse, в котором диджей Фрэнки Наклз смешивал классическое диско с европейским синти-попом, добавляя биты, сделанные на драм-машине Roland 909.

Основа хауса — прямой бит, мажорные аккорды, диско-ритм 4×4 и выразительные клавишные партии. Хаус мягче и мелодичнее, чем техно.

Техно
Техно — направление, возникшее во второй половине 1980-х годов благодаря детройтским подросткам, которые под влиянием немецких групп начали создавать собственную музыку на синтезаторах.

В техно используются те же элементы, что и в хаусе, но темп музыки становится более быстрым. Как говорил один из основателей направления Хуан Аткинс, «это музыка, звучащая как технология».

Электро
Электро возникло благодаря хип-хопу и рэпу. Наибольшее влияние оказали группы Kraftwerk и Yellow Magic Orchestra (YMO).

Основные черты жанра: ломаные ритмы, доминирующие синтезаторные линии и ритм-секции, созданные на драм-машине Roland TR-808. Вокал в электро-треках имеет роботизированное звучание или искажается эффектами.

Транс
Транс появился на рейв-сцене Британии в конце 1980-х годов, продолжил активное развитие в Германии, а затем распространился уже по всей Европе как более мелодичное ответвление техно.

Для этого направления характерны повторение мелодических фраз, выраженная синтезаторная партия и музыкальная форма, которая «гипнотизирует» слушателя.

Драм-н-бэйс
Драм-н-бэйс появился в середине 1990-х годов в Великобритании на рейв-сцене.

В драм-н-бэйс сочетаются ускоренный ритм (160—180 BPM), барабаны, жесткая басовая линия и контраст звучания, построенный одновременно на мягкости, хардкрности и эмоциональности.

UK Garage
Изначально Garage появился в нью-йоркском клубе Paradise Garage в 80-х. В 1994-1996 годах он дошёл до заведений южного Лондона и быстро стал популярным.

UK Garage свойственны плотные басы, заимствованные из раннего рагга-джангла, а также выраженные ударные партии.

Дабстеп
Дабстеп возник в Англии на рубеже XX и XXI веков.

Его главный элемент — бас. Имеет схожие черты с джанглом и UK Garage. Обычно дабстеп характеризуется редкими ритмическими узорами с металлическим басом и звуковым искажением.

IDM
Термин IDM (intelligent dance music — «интеллектуальная танцевальная музыка») появился в 90-х годах в Шеффилде для описания звука нескольких электронных музыкантов, создававших танцевальную музыку не для клубов, а для домашнего прослушивания. IDM как жанр был рожден на нелегальных вечеринках по всей Великобритании.

У IDM-треков сложная, непредсказуемая структура из множества аналоговых эффектов и кислотных звуков. Часто в них бывает больше одной басовой линии.

Инструменты
Сонар
Принцип его работы был таким же, как у терменвокса, только вместо антенны, возле которой нужно делать пассы руками, здесь был металлический стержень, проходящий по аппарату, — движениями рук по этому стержню исполнитель менял звук и тональность.
Неовиолена
По сути, это неоскрипка: главный звучащий элемент у нее натянутая металлическая струна. Однако неовиолена обладала большими тембральными свойствами, богатыми звуковыми возможностями. Она способна имитировать и человеческий голос, и звучание других инструментов.
Экводин
Клавишный электронный музыкальный инструмент с хранящимся набором звуковых характеристик, так называемых пресетов, с помощью которых он имитирует звуки существующих музыкальных инструментов и конструирует новые.

На самом деле настоящие музыкальные инструменты почти не используются для создания электронной музыки. Все делается с помощью аппаратных средств и компьютеров. Так любой желающий, имея необходимые программы и плагины, писать музыку даже на ноутбуке.

Подкасты
Для тех, кто хочет углубиться в тему
НЕЗАВИСИМАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА
Еженедельные подкасты от IEM RADIO по индастриалу, эмбиенту, электроакустике, нойзу и экспериментальной электроники.
ЗВУК МЕНЯЕТ ВКУС
Образовательный подкаст Ильи Федотова о музыке, её истории, стилях и исполнителях.

Он состоит из трёх выпусков. Первые два посвящены истории электронной музыки, а третий самим музыкантам.

ОТ ХОРА ДО ХАРДКОРА
Выпуск «Рейв: как электронная музыка изменила Британию»
Образовательный подкаст, который сделан вместе с Отделом культуры и образования Посольства Великобритании при поддержке Британского Совета.

Лев Ганкин, социальный исследователь Марк Симон и музыкант и журналист Ник Завриев рассуждают, почему рейв-культура стала определяющей для британского общества 1990-х.

ПЛАНЕТРОНИКА
История электронной музыки от Ника Завриева также известного как Ambidextrous.

Данный подкаст состоит из 50 выпусков, в которых музыкант рассказывает о поджанрах и городах, которые считают местом зарождения того или иного жанра электронной музыки.

КЛАССИКА ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ
Елена Шигигишина - композитор,педагог и концертмейстер стала гостем программы «Хочу знать все» и изучила классику электронной музыки.
ТЕХНОКУЛЬТ
Выпуск "ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА - ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА"
Подкаст от DJ Morena, в котором можно сравнить электронную музыку разных эпох, и просто насладиться прослушиванием.
ЧУВСТВО РИТМА
Радио-шоу об электронной музыке в России и ближнем зарубежье.
За 13 лет существования подкаста в гостях у «Чувство Ритма» побывали различные музыканты и диджеи с мировыми именами. Например, Gus Gus, John Digweed, Solomun, Hot Since 82, Danny Tenaglia, Tiesto, Guy Mantzur и многие другие, так что вы точно найдете выпуск на интересующую вас тему.

ЛУННЫЙ ГОРОД
Единственная в Санкт Петербурге музыкальная программа электронной, экспериментальной, экзотической музыки.
Обратите внимание на подкаст "Электронная музыка 90-х в Лунном Городе". Автор и ведущая - Александра Ромашова расскажет о самых громких именах электронной музыки 90-х, а именно о Paul Schutze, Human Mesh Dance ,Popol Vuh и Jorge Reyes.

Берлинская школа электронной музыки

Огромное влияние на электронную музыку оказали немецкие диджеи и исполнители.

Берлинская школа электронной музыки (или музыка в стиле Berlin school) — направление, появившееся в 70-е годы двадцатого века в Берлине. Оно формировалось под влиянием минимализма, авангарда и краут-рока, основой которого является психоделический рок.

Музыка Берлинской школы характеризуется растянутой мелодией, статичностью и «психо-акустическими» звуковыми формами. Чаще всего, композиции создаются на основе звучания электронных инструментов, синтезаторных партий. Именно Берлинская школа способствовала созданию «космической» музыки.
Мы взяли интервью у немецкого диджея Soela. Она пишет искреннюю музыку, свободную от трендов. Кроме релизов на таких лейблах, как Detroit Underground, Kompakt, Fauxpas Music, Soela также занимается продюсированием. Элина рассказала о том, что представляет из себя немецкая электронная музыка сегодня, чем она отличается от российской и что нужно начинающему музыканту для того, чтобы создавать классные композиции.
Soela
Soela о себе и своих треках
Почему ты решила заниматься именно электронной музыкой?
Я слушаю электронную музыку с 15 лет. Конечно, я представляла, что когда-нибудь сама начну ее писать. У меня не было никаких знаний о том, как это делается, было лишь желание
Кто тебя вдохновлял в начале пути?
Меня вдохновляли разные люди. Например, трек «Shadows On The Wall», который посвящен музыканту John Tejada (читается как Джон Техада). Также я помню свои первые впечатления о треке «Two 0 One», и спустя 10 лет он до сих пор кажется мне очень чувственным и трогательным.
Есть определённый набор качеств, сопутствующих хорошему музыканту?
Эмоциональность характерна всем людям, просто не каждый может ее показать. Для этого и нужна музыка — чтобы выливать на своеобразный холст все, что накопилось в твоей голове.

Хороший музыкант — это человек думающий, рефлексивный, тщеславный и даже несколько жадный до внимания. Это нормально — хотеть привлечь интерес к своей музыке. Главное — не зазнаться, когда (и если) этого внимания станет много.

А как сохранить голову холодной и не зазнаться?
Надо осознавать, что в любой момент твоя слава и карьера могут уйти в небытие.
Ты обучаешь музыке?
До локдауна я работала преподавателем Arbeitsgemeinschaft по музыке, это специальные мастер-классы для детей. Когда началась пандемия, у меня появились взрослые ученики, с которыми я занимаюсь на дому.

Программы обучения как таковой нет: кто-то хочет прийти на пару часов поиграть пластинки и узнать как работает микшер, кто-то задерживается со мной на несколько месяцев или лет — я работаю музыкальным продюсером для нескольких музыкальных коллективов.

Хотела бы посотрудничать с кем-то из российских исполнителей? Или всё же внимание сейчас концентрируешь на западной сцене?
Не могу назвать конкретных имен, но я поддерживаю сотрудничество между музыкантами. Всегда может получиться что-то необычное, несвойственное.
А какая из твоих коллабораций была самой удачной и почему?
Наверное, с Витей Module One. Мы постоянно что-то пишем вместе, получается симбиоз двух музыкантов, которые в определенный момент начали делать совсем непохожую музыку.
Твоя музыка — это о Берлинской сцене или какая-то частичка русского звучания осталась?
Моя музыка явно изменилась после переезда, но я всегда вдохновлялась немецкой и британской музыкой, даже будучи в России
Немецкое звучание
Какие жанры распространены в Германии?
Techno, Electro, Trance. Вообще, Берлин достаточно разнообразен в плане музыки, но в общем и целом я могу назвать эти жанры самыми популярными.
Есть ли у немецких электронных музыкантов свои фишки и принципиальные отличия от исполнителей из других стран?
Определенный звук. Его сложно описать, лучше один раз послушать, например, Sascha Funke или Efdemin.
Чем отличается русский путь развития электроники от немецкого?
В России все больше и больше развивается музыка в регионах, а не только в двух столицах, и это не может не радовать.

В Германии большую роль в карьере музыканта могут сыграть политические взгляды и активность — надо поддерживать "правильную" повестку, иначе будешь предан анафеме.

Многие пытаются говорить об экологической ситуации, расизме, сексизме и многих других проблемах. При этом, кстати, кроме каких-то внешних признаков, все остается по-прежнему. Я могу сравнить это с нанесением макияжа на израненную кожу — выглядит, быть может, и нормально, но стоит только смыть макияж, и окажется, что раны никуда не делись.

Пандемия сильно отразилась на музыкальной индустрии?
Конечно. Я не могу говорить о том, как обстоят дела в России, но в Германии уже больше года нет никакой музыкальной индустрии, потому что была вырезана огромная часть — концерты, вечеринки, выставки, барные мероприятия.
Об исполнении просто
Нужно ли электронщику музыкальное образование?
Музыкальное образование точно не помешает. Конечно, классическое музыкальное образование может создать некоторые рамки, в которые затем приходится укладывать свое творчество, но в этом больше плюсов, чем минусов.

У меня абсолютно не укладывается в голове, когда человек, занимающийся продюсированием музыки, утверждает, что не знает названия нот и самых простых аккордов. Подобные откровения делают иллюзию низкого порога вхождения в написание музыки, поэтому плохой музыки очень много. Каждый уверен, что сможет сесть и написать нечто стоящее, но такая уверенность часто ничем не оправдана.

Если быть упорным, трудолюбивым, интересующимся, то, конечно, все может получиться. А может и не получиться — тут уже по-разному бывает.

Какая техника нужна, чтобы написать трек?
Неплохо иметь компьютер и специальную программу — секвенсор. Выбрать можно любой, какой больше по нраву. Также нужна звуковая карта, пусть самая недорогая, и мониторы.

Писать в мониторных наушниках, а, тем более, в air pods, я бы не советовала—они не показывают адекватную картину восприятия звука и расположения его в пространстве.

Из чего состоит стартовый набор для концерта? Флешки достаточно?
Если ответить кратко — то да, флешки будет достаточно. Причем, даже одной, но лучше иметь две копии, чтобы не попасть в неприятную ситуацию в клубе.

Но для меня концерт относится к живым выступлениям. Для диджей-сета достаточно постоянной практики и сформированного музыкального вкуса.

Импровизируете или есть заготовки?
Если брать с собой несколько носителей, то импровизировать не придется. Но, если проблема не в количестве флешек, а в нерабочей аппаратуре в клубе, остается только пытаться решить вопрос или придумывать что-то.

Например, если один проигрыватель перестал работать и не включается, то я ставила бы треки по очереди.

Что такое вертушки и как они работают? Используешь их?
Вертушки нужны, чтобы проигрывать музыку с виниловых пластинок. Только для этого. Если они есть в клубе, то использую.
С чего начать?
Кого ты советуешь послушать, чтобы разобраться в электронной музыке?
Мне очень нравится Four Tet, Christopher Ledger, Lusine, Lawrence, Kettenkarussell, Leafar Legov.
Почему тебя цепляют именно эти исполнители?
Мне нравится, когда в музыке есть доля меланхолии и задумчивости. Это касается и танцевальной музыки в том числе — конечно, очень важно, когда в ней есть грув, но помимо прочего хочется почувствовать, что человек вкладывал эмоции, а не просто делал очередной трек. Музыке нужен нерв.
Как определить, качественный трек или нет?
Я не хочу никого обижать и предпочла бы не отвечать на этот вопрос. Каждый должен полагаться только на свои уши и ощущения от музыки.
Почему в чартах нет полноценной электроники?
Во всём мире любят музыку со словами, а та электронная музыка, о которой мы говорим сейчас, в основном, без них. Максимум — в ней используются семплы из старых фанковых треков или интервью, небольшие речитативы, записанные самим артистом.

Людям нравится вокал, тексты, смысл. Все любят подпевать. Музыка с вокалом кажется более эмоциональной и осмысленной, поэтому её гораздо больше в чартах.

Мы же не задаемся вопросом, почему сейчас люди не слушают джаз, как это было 60 лет назад? Некогда это был очень популярный жанр. Вот здесь та же самая логика, если слов меньше, а мотив менее очевиден, людям становится сложно слушать и понимать музыку.

Электроника — это музыка для кого?
Для тех, кто может чувствовать без слов!
Инструкция для тех, кто хочет создавать электронную музыку, но не знает, с чего начать
Изучайте
В любом деле важна теория и электронная музыка — не исключение. Для того, чтобы начать ею заниматься, не нужно помнить все музыкальные термины наизусть и владеть нотной грамотой в совершенстве, но если вы будете знать основы музыкальной теории, вам будет гораздо легче писать треки. Кстати, видео по основам теории музыки можно посмотреть здесь.
Слушайте
Прежде чем переходить к практике, ознакомьтесь с творчеством других музыкантов: постарайтесь «почувствовать», из чего состоят их композиции. Анализируйте темп, ритм, звуки, сильные и слабые доли, мелодию в целом. Это поможет не только сформировать собственный вкус, но и понять структуру трека.
Приобретайте
Электронную музыку можно писать, имея только компьютер; однако, если вы планируете создавать более качественный по звучанию продукт и презентовать его за пределами собственной кухни, стоит задуматься о покупке специального оборудования. Не волнуйтесь, вам не придётся покупать целую студию — достаточно иметь клавишный контроллер (например Arturia), звуковую карту, ноутбук и колонки.
Скачивайте
Для того, чтобы создавать музыку на компьютере, советуем скачать программу Ableton — в ней есть встроенные инструменты, аудиоэффекты, сэмплы (готовые звуковые фрагменты) и самое крутое — она может превратить в ноты спетую вами мелодию! Ableton пользуются не только новички, но и популярные музыканты (среди них Krust, Imagine Dragons, Zuli, Goldie), потому что в ней есть всё для создания полноценного трека. Если вы не понимаете, хотите ли заниматься электронной музыкой, вы можете воспользоваться бесплатной 90-дневной версией программы.
Делитесь
Не бойтесь рассказывать о своём увлечении. Намного проще развиваться, когда рядом есть тот, кто способен поддержать и дать конструктивную оценку вашим работам. Порой не хватает свежего взгляда со стороны или одобрительного слова, чтобы появился стимул двигаться дальше. Делитесь своим творчеством с друзьями, выкладывайте в соц.сети — миру необходима классная музыка!
Электронная музыка в России
Электронная музыка появилась в России уже на стыке XIX и XX веков. Использовать электрический сигнал для создания музыки и создать первый полностью электронный инструмент смог механик и музыкант Лев Сергеевич Термен. В 1920 году появился терменвокс (буквально: "Голос Термена"), который до сих пор остаётся одним из немногих пространственных музыкальных инструментов. При этом рейвы пришли в Россию только в 90-ых, и молодежь эпохи перемен влюбилась в электронную музыку.

В середине 2000-ых появилось немало исполнителей, чьи имена теперь на слуху далеко за пределами России. Otto Dix, Bobina, Tesla Boy, Therr Maitz, Moonbeam - все они выступали на самых крупных фестивалях и заняли место на мировой арене в жанрах дарк-вейв, техно, транс и эйсид-джаз.
Оля, 22 года, автор TikTok'a об электронике
@Olyalyax
«Самые клёвые тусовки в клубах Blank, K30, Кружок и Stackenschneider. Также круто работают локальные организаторы и концертные площадки, например, Temple of deer. Одеться туда можно хоть во что, но всё-таки существует какой-то негласный дресс-код: чёрная одежда, цепи, какие-то необычные аксессуары и солнцезащитные очки, куда без них! Главное, чтобы было удобно танцевать и ничто не сковывало движения. Нужно слушать своё тело, ловить ритм и руки сами начнут двигаться. Каждый танцует по-своему, так и создаётся крутой вайб. Но тем, кто вне андеграунда не зайдёт. Любителям рэпа и хип-хоп тусовок, обычно не нравится техно. А ещё тем, кто не воспринимает музыку без слов, построенную на ритмах, бочках и повторах драм партии. Новичкам советую послушать Нину Кравиц, Gesaffelstein, Boris Brejcha, Amelie Lens, Charlotte de Witte, Adam Beyer — это мэтры. Если что-то малоизвестное, на мой вкус — Regal, TRYM, Auk, Alignment, Bejenec, Basswell, Orgie, Rikhter, Noneoftheabove, DYEN»
Музыкант из Москвы, Никита Сташевский, известен как экс-гитарист Mana Island. Никита практикует экспериментальный подход к электронной музыке. В своих треках он использует этнические мотивы, поэзию, прозу и монологи. Мы побеседовали с ним о карьере электронщика и творческом процессе.
Трек «Ты представляешь» с первого сольного альбома «Альбом»

В основе композиции история актёра «Гоголь-центра» Никиты Еленева, которая началась с переезда в Москву и вступительных в театральный вуз.
«Ты представляешь» – эксперимент Никиты со сторителлингом: записанная речь актёра положена на биты, она заменяет классический, песенный, вокал.
Никита Сташевский
Почему ты решил заниматься именно электронной музыкой?
Это связано с переменой моих музыкальных вкусов и возможностью создавать музыку автономно, не в составе группы. После окончания истории Mana Island желание делать музыку никуда не ушло, и сам я стал тяготеть к электронной музыке разного порядка.
Кого ты советуешь послушать, чтобы разобраться в электронной музыке?
Из русских исполнителей отмечу Андрея Бугрова – суперталант, который начал очень симпатичный проект вместе с Лешей Дорониным, вокалистом Mana Island (называется "зяблик"). Из зарубежных – очень люблю артистов лейбла Graded – Tom VR, Otik, Midland. Стоит послушать Anz, Kessler, Haider. Вообще у меня есть spotify-плейлист из слезливой электроники, который я регулярно пополняю.
Нужно ли музыкальное образование?
Нет, самое важное – наличие идей, видения, вкуса. Современные DAW (программы для написания музыки) и плагины интуитивны, с ними можно работать и без музыкального образования. Я учился по YouTube, но сейчас уже есть куча образовательных программ в области электронной музыки.
С чего вообще начать новичку?
С практики! Есть много бесплатных плагинов, базовая версия DAW (например, Ableton) стоит не так дорого и на первое время ее будет достаточно. Также нужно следить за любимыми артистами, анализировать их музыку, искать видео-уроки на YouTube (на английском языке пока такого контента больше) и разбираться с синтезом, сэмплированием, аранжировками. Есть хорошая книга «Мой Первый Трек» от Антона Маскелиаде — отличный учебник для новичков.
Какая техника нужна, чтобы написать трек?
Для старта нужен только ноутбук. Можно прикупить миди-контроллер, а если хочется творить с «железом», то простой синтезатор.
Какие существуют нюансы в начале карьеры?
Не стоит ожидать каких-то взлетов и сумасшедших прослушиваний – электронная музыка это все-таки нишевая история. Возможно, стоит поискать себе лейбл по духу, который издаёт музыку, похожую на вашу.

Непростая часть – сведение и мастеринг. Если есть возможность, привлекайте инженеров к этой задаче. Хорошо сведенный трек выделяется и звучит прекрасно на любых носителях – от айфона до клубной саунд системы.

Где начинающий электронщик может быть услышан?
Мне очень помогли плейлисты на стриминговых площадках. Не знаю точно, как работает эта химия, но некоторые платформы позволяют через личный кабинет питчить свои релизы кураторам плейлистов. Если ваш трек их заинтересует – выиграете джекпот. Мне повезло оказаться в некоторых плейлистах, самый приятный для меня – Genre Glitch на Spotify.
Электронику пишут в аналоговом и цифровом формате, это как? В чем разница между форматами?
Аналоговый – с синтезаторами, драм-машинами, примочками и модулями. Электронный – просто но ноутбуке)
Музыка – это основе дело или что-то сопутствующее?
Второе! У меня основная карьера в IT, в Microsoft.
С кем из отечественных исполнителей хотел бы посотрудничать и почему?
В последнее время я тяготею к сотрудничеству с людьми, не связанными напрямую с музыкой. Нравится работать с актерами, записываем с ними монологи и встраиваем в треки. Нравится, как современная хореография оживляет музыку – буду искать союзников для таких идей!
Какие творческие планы на ближайший год?
Сейчас занят подготовкой концертной программы – 11 июня будет мой первый лайв в Санкт-Петербурге! Скоро подоспеет дата в Москве. Также выпущу несколько отдельных песенок в течение лета!
Что нужно электронщику, чтобы провести концерт? Флешки достаточно?
Кто во что горазд: можно возить с собой синтезаторы и драм машины, а можно разнообразить партии живыми инструментами. Я, например, планирую играть вживую на гитаре, хотя в треках ее почти нет. Обычно используют микс из контроллеров и микшера, которым управляют сценами в DAW, и отдельно играют партии на инструменте. А вот флешка – это для диджей-сетов.
Наша личная подборка концертов на лето 2021:
Наша команда
Мария Глебова
Надежда Иванова
Ксения Казакова
Анна Емельянова
Ксения Аксёнова
Валерия Коваленко
Анастасия Дудко