Александр Эльберт родился в 1902 году в Баку. Начал карьеру как фотограф и вскоре перешел в кинодокументалистику. До войны работал на Московской студии кинохроники. Окончил четыре курса операторского факультета ГИКа. С первых дней Великой Отечественной войны отправился на фронт, войдя в киногруппу Западного фронта.

С июля 1941 года Эльберт снимал боевые действия как оператор Западного фронта, а с 1943-го — в составе Политуправления 1-го Украинского фронта. Его работы стали эталоном военной хроники: он разработал метод съемки в экстремальных условиях, который затем переняли операторы Сталинградской битвы и партизанских рейдов.

Эльберт снимал на камеру «Аймо» с легендарным светосильным объективом Carl Zeiss Sonnar 1.5/50 mm. В условиях острой нехватки пленки он чаще использовал советскую СН-2, хотя предпочитал американскую Kodak Super-XX, поставлявшуюся по ленд-лизу. Его стандартные настройки — выдержка
1/30 сек при открытой диафрагме — позволяли фиксировать бой в темноте.
Эльберт погиб 7 сентября 1944 года в Польше,
во время прорыва немецкой обороны
у Кросно. Несмотря на предложение эвакуироваться, он остался на передовой, вынося раненых под огнем, и пал как герой.

На ЦСДФ (в Лиховом переулке, дом 6) имя Александра Эльберта, в числе 43-х погибших на фронтах Великой Отечественной войны при выполнении профессионального долга работников Центральной студии кинохроники (с 1944 года — ЦСДФ),
было увековечено на мраморной доске памяти — "ВЕЧНАЯ СЛАВА ПАВШИМ ЗА РОДИНУ" ,c 2020 года мемориальная доска находится в экспозиции Музея кино.
Эльберт погиб 7 сентября 1944 года в Польше,
во время прорыва немецкой обороны
у Кросно. Несмотря на предложение эвакуироваться, он остался на передовой, вынося раненых под огнем, и пал как герой.

На ЦСДФ (в Лиховом переулке, дом 6) имя Александра Эльберта, в числе 43-х погибших на фронтах Великой Отечественной войны при выполнении профессионального долга работников Центральной студии кинохроники (с 1944 года — ЦСДФ),
было увековечено на мраморной доске памяти — "ВЕЧНАЯ СЛАВА ПАВШИМ ЗА РОДИНУ" ,c 2020 года мемориальная доска находится в экспозиции Музея кино.
«Эльбертовские „ракетные“ кадры перевернули наше представление о войне. Впервые мы увидели, что ночь — это не пауза между боями, а еще один театр смерти».
Роман Керман
Кинорежиссер
На ЦСДФ (в Лиховом переулке, дом 6) имя Александра Эльберта, в числе 43-х погибших на фронтах Великой Отечественной войны при выполнении профессионального долга работников Центральной студии кинохроники (с 1944 года — ЦСДФ), было увековечено на мраморной доске памяти — "ВЕЧНАЯ СЛАВА ПАВШИМ ЗА РОДИНУ", c 2020 года мемориальная доска находится в экспозиции Музея кино.
Источники
  1. Наградной лист капитана Эльберта А.П. от 15 сентября 1944 г. // Архив Министерства обороны РФ. Ф.
  2. Оперативные съемочные журналы киногруппы 1-го Украинского фронта. 1943–1944 гг. // РГАКФД. Ф. «Московская битва».
  3. Записная книжка кинооператора А.П. Эльберта. 1941–1944 гг. // Музей кино (Москва). Инв. № К-412/л.
  4. Кадры ночной съемки боя за д. Крюково (декабрь 1941 г.) // РГАКФД. Шифр: М-1425.
  5. Мемориальная доска погибшим сотрудникам ЦСДФ (1941–1945) // Экспозиция Музея кино (с 2020 г.).
  6. Кармен Р.Л. Воспоминания о фронтовых операторах // Личный архив. 1968. Л. 45–47.