Не в свете софитов
Режиссёр. Как много люди не знают об этой профессии, а потому в обществе образовалось множество стереотипов о ней. Я решила собрать 10 самых странных из них и обсудить их с Марией Романовой – действующим режиссером театра им. Ленсовета, а также «национального театра Карелии» и театра «Мастерская»
1) МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ХОРОШИМ РЕЖИССЕРОМ
Все зависит от таланта и уровня осознанности. Ещё как может. Кто как не молодые люди сейчас чувствует время, его скорости, темы и трансформации.
2) ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕЖИССЕР БЕЗ ПРОБЛЕМ МОЖЕТ СНИМАТЬ КИНО, А КИНОРЕЖИССЕР - СТАВИТЬ СПЕКТАКЛИ
Это возможно – и так делают. Но на самом деле это два абсо- лютно разных вида искусства, если в тонкости каждого вник- нуть. Но как ни крути, театральное искусство больше зависит от работы с людьми. В кино ты сам создаешь и монтируешь конеч- ный результат, хочешь так или эдак повернешь материал.
3) РЕЖИССЁР НЕ ЖЕНСКАЯ ПРОФЕССИЯ
Мне кажется, это понятие очень устарело. Женщине сложнее здесь. Но мы же не говорим, что художник не женская профес- сия. Конечно, есть нюансы взаи- модействия. Сейчас очень много талантливых представительниц данной профессии, например Яна Тумина, Екатерина Гороховская, Марина Разбежкина.
Мария Романова: «B творческой профессии важно уметь нивелировать себя»
4) РЕЖИССЁРЫ НИЧЕГО ОСОБЕННОГО
НЕ ДЕЛАЮТ, ТОЛЬКО ПРОВЕРЯЮТ И КРИТИКУЮТ ПОСТАНОВКУ

Режиссёр – это тот, кому придётся соединить визуальный и звуковой ряд и игру актёров в еди- ное полотно.
5) МОЖНО ПОСТАВИТЬ СПЕКТАКЛЬ И БЕЗ РЕЖИССЁРА
Можно, но сложно. Есть также режиссерский театр, где личность актёра нивелируется и делается упор на постановочные эффекты. Это в первую очередь касается большой формы [спектакли на большой сцене на 500-800 мест]. Есть актёрский театр, где важ- ную роль имеет ансамбль актёров, но и там, и там нужен человек, который всех ведет, «предощущает» целое.
6) УСПЕХ СПЕКТАКЛЯ ЗАВИСИТ НЕ СТОЛЬКО ОТ МАСТЕРСТВА РЕЖИССЁРА, СКОЛЬКО ОТ ИГРЫ АКТЁРОВ

А игра актёров зависит от успеха режиссёра! Один хороший режиссёр говорил: «Лучшая похвала для меня, когда хвалят артиста».
7) В РЕЖИССУРУ БЕЗ СВЯЗЕЙ НЕ ПРОБИТЬСЯ
Это не так. Совершенно. Если дано – жизнь выведет. Надо просто любить свое дело.
«Как же я могу погубить тебя, если я люблю тебя больше жизни»
Из спектакля по мотивам пьесы А. Н. Островского «Гроза». Студия при театре им. Ленсовета
8) РЕЖИССЁР ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН БЫТЬ ОЧЕНЬ ЖЁСТКИМ И БЕЗЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Тогда, я не режиссёр. Я очень мягкая и эмоциональная. Безус- ловно, в момент выпуска ничего не существует, кроме полотна, кото- рое творишь. Как мне кажется, в творческой профессии важно уметь нивелировать себя, как ни странно, чтобы стать проводни- ком для чего-то большего, чем ты сам.
9) РЕЖИССЁР – ЭТО НЕПОСТОЯННАЯ ПРОФЕССИЯ, В КОТОРОЙ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СТАБИЛЬНОГО ЗАРАБОТКА
Всё зависит от опыта, а чтобы он был, нужно работать. Конечно, не всегда получается в столице - тогда нужно ездить, пользуясь каждым выпавшем шансом.
Сейчас я на постоянной работе. В этом есть и плюсы, например, ты хорошо знаком с труппой, пони- маешь возможности театра, к тебе есть сложившейся отношение, и минусы – иногда работа про- сто не всегда есть.
10) ЗАРПЛАТА РЕЖИССЕРА ЧАСТО ЗАВИСИТ ОТ ЕГО ПОПУЛЯРНОСТИ, ПОЭТОМУ БЕЗ РЕПУТАЦИИ ЧЕЛОВЕК НЕ СМОЖЕТ НОРМАЛЬНО ЗАРАБАТЫВАТЬ
Вопрос – что значит нормально. Например, в Санкт-Петербурге в маленьких театрах за большую форму даже безызвестные режис- серы получают около 200 тысяч рублей, но это может быть и мил- лион, и два. На самом деле всё зависит от качества работы и твоей известности.