GEEK-культура
Сразу представляю молодых людей, одетых в несуразные цветастые куртки и необъятные джинсы, их переполненные комиксами рюкзаки и сношенные кеды. Значки на джинсовке и рюкзаке — опционально.
Увы, сейчас таких колоритных героев встретить можно редко, но не стоит отчаиваться! Всё очарование этого увлечение кроется в его содержании, а не в одежде.
Чтобы лучше понять это движение, стоит обратиться к истории. GEEK-движение шестьдесят лет назад вовсе не такое же, как сейчас, а комиксы были таким же развлечением, как и газеты или дешевые детективные романы. Супермен восхищал людей не продуманной до мелочей вселенной, а тем, что он летал и поднимал машины. На создание детальных миров для персонажей ушли десятилетия: многие герои исчезали со страниц изданий из-за несоответствия духу времени, многие становились серьезнее и начинали требовать к историям более вдумчивого отношения. Полноценная субкультура появилась ближе к концу шестидесятых годов, когда и культурная основа была сформирована, и количество людей, интересовавшихся именно комиксами, значительно увеличилось.
Появились первые коллекционеры, запустились первые линейки фигурок, да еще и вышел первый сезон «Звездного пути»! «Золотой век» комиксов сменился глубоким кризисом — на место рисованным историям пришли первые киноблокбастеры, полностью захватившие внимание публики, да и прожившие к тому моменту 50 лет персонажи успели всем надоесть. Выход был найден — в 1992 году Супермен умирает. Этот сюжет можно сравнить по важности с появлением супергероев вообще — такие продажи и такие обсуждения эта сфера не встречала потом многие годы.
Сейчас комиксы, фильмы, сериалы, настольные и видео- игры, все связано одним названием. В культуре наибольшее влияние начали иметь огромные корпорации, а элемент творчества и самовыражения сместился в независимые, авторские работы.
Но при чем здесь кино?
Этот вопрос часто можно услышать от людей, еще не очень хорошо знакомых с этой культурой. Всё, что ориентированно на массового потребителя, начиная от комиксов и видеоигр, и заканчивая кинофестивалями, музыкальными премиями и даже наукой и программированием - всё это вбирает в себя та или иная часть GEEK-культуры.
Молодые авторы сталкиваются с тем, что основные "очаги" индустрии развлечений находятся за пределами их страны, но даже российские игроки этого рынка могут отлично себя продемонстрировать.
«В любом кино есть место для творчества. Иногда на нем можно неплохо заработать. Из последнего хороший пример – фильм "Текст"»
актёр Оскар Кучера​
Комментирует сложившую ситуацию
Важной частью этой культуры является и внимание к финансовой стороне вопроса. "Мстители. Финал" стал самым кассовым фильмом в истории и самым обсуждаемым среди гиков всех стран. Но есть ли шанс у других стран составить конкуренцию "фабрике грёз"?

«Способно ли кино, снятое не в США, конкурировать с Голливудом? Конечно! Посмотрите на корейский проект „Паразиты“, который уже собрал большинство мировых наград и 120 миллионов долларов!»
Александр Невский
О Голливудском кино специально для Союза Печатников
Кроме того, чтобы полностью погрузится в эту культуру, вам стоит посетить фестиваль комиксов. Ежегодно они проходят по всей России. На них вы сможете познакомиться с известными комикс-художниками, а также купить пару новых графических романов.
Но что прочитать первым, чтобы стать настоящим гиком?
Я рекомендую прочитать «Львы Багдада»
Сергей Каранеев
комикс-эксперт, гик-блогер
По его мнению этот графический роман поднимает остросоциальные темы, и поможет вам погрузится в комикс-культуру.
Редакция "СП" составила для вас свой топ комиксов, с которых стоит начать.

1
«Я убил адольфа Гитлера», Джейсон
Несмотря на название, комикс рассказывает вовсе не об убийстве фашистского лидера, а о том, как любовь побеждает даже самые сложные, порой кажущиеся непреодолимыми, трудности. Глубокая и очаровательная история, способная увлечь многих читателей.
2
«Боун», Джефф Смит
Интересная история с прекрасным, на мой взгляд, концом. История рассказывает об изгнание кузинов Боунов. Также ее рекомендует популярный переводчик и блогер Руслан Хубиев.
3
«Путешествие на день», Фарбио Мун и Габриэль Ба
Невероятно интересный комикс. Каждая новая часть начинается с описание важных моментов из разных сфер жизни писателей.
Найти автора популярного комикса мы можем всегда, но кто и как продвигает их в массы? Как привлечь новую аудиторию к комиксам, легко ли их издать и многое другое мы узнали у Сергея Карандеева.
Он является основателем GEEK-сообщества «Клуб супергероев» и анонимно ведёт паблик ВКонтакте. Уже 6 лет он занимается темой комиксов и GEEK-культурой, проводит мероприятия и пишет тексты на эту тему. Часто катается по городам и школам страны, чтобы просвещать молодёжь по этой теме.
Сложно ли вам было продвигать культуру комиксов в России?
Комиксы в нашей стране продвигать довольно сложно, когда мы только начали в 2015 году, потому что не было ещё такой популярности у комиксов в принципе. Большое внимание привлекли кинокомиксы DC и Marvel, это перестало быть чем-то маргинальным. Люди, которые работают в сфере издательства публикуют не только супергеройские комиксы, но и другие материалы на разную аудиторию — детскую, подростковую или взрослую. Мы стараемся культивировать комиксы во всех слоях общества, в том числе у тех, кто в них сомневается. Комикс — это сама форма, например в кино ты можешь сделать комедию, драму или хоррор, тоже самое и в комиксах — можно сделать все, что угодно от тупой комедии до глубокого произведения на абсолютно любую тему. Комикс в этом плане уникальный формат. Я сторонник радикальной мысли, что за форматом комикса стоит будущее, он объединяет и литературу, и визуальное искусство, что является духом нашего времени. Сейчас многие говорят, что у нас клиповое мышление, поэтому мы все забываем, а комикс — это такая подача, которая позволяет считывать конкретную и четкую информацию в зажатые сроки. Например, адаптации книжных произведений позволяют занятым людям узнать суть книг, что не отменяет классической литературы. Я думаю, комиксы могут привить детям любовь к литературе, чего можно не сделать Толстой или Достоевский
Какая ваша роль в сфере комиксов?
Я пропагандист этой индустрии. Мне интересно излучать это с точки зрения искусствоведческих, философских и социальных подтекстов. Я по образованию искусствовед — человек, который, грубо говоря, сам ничего не делает, а только любит говорить как делать, этим я и занимаюсь. Но указывать авторам как нужно писать я не хочу и не буду, я продвигаю в целом продвигаю комикс культуру в массы, особенно среди тех, кто с этим вообще не знаком.
Как происходит продвижение комикс культуры в сторону людей не знакомых с этим?
Мероприятия, которые мы поводим ориентированы на максимально широкую аудиторию — это и мамы с детьми, которые проходят мимо, смотрят, листают в живую и становятся нашими потенциальными клиентами. Были случаи, когда приходят семьи, ребёнок идёт читать про супергероев, а взрослые интересуются чем-то другим. Так же бывают мероприятия для новичков и история культуры комиксов, где наша задача привлечь максимальное количество новой аудитории. Я и сам езжу по библиотекам разных городов и рассказываю об этом, некоторые принимают в штыки, но большенство остаётся.
Насколько сложно авторам опубликовать свой комикс?
Это вовсе не сложно. Есть издательство «КомФедерация», которое принимает заявки новых авторов — это их цель. Всегда можно сделать самиздат: напечатать его в типографии будет стоить от 3 по 5 тысяч. Также можно опубликовать в интернете, разных социальных сетях и так далее.
Куда податься с весёлой компанией любителей гик культуры? Какие существуют в Питере знаковые места для гиков? Стоит ли их посетить и во сколько вам это обойдётся?
Вернуться назад
Но как мы пришли к тому состоянию GEEK-культуры, которые мы видим сейчас?
Изначально комиксы, как и кинематограф, не признавались обществом: люди с подозрением относились к новому виду искусства. Первый комикс вышел в США в 1892 году, он назывался «Медвежата и три тигра». Комиксы издательства DC Comics появились в 1935, а Marvel – в 1939 году. С тех пор культура комиксов постепенно развивалась и стала неотъемлемой частью нашей жизни.
Графические романы в западной литературе имеют такое же большое значение, как и простая проза: комиксы не существуют только в качестве детского контента, они могут иметь глубокое содержание и продуманные образы. В Японии культ манги и аниме начал развиваться с 1950-х годов и по сей день является популярным. Европейские страны также занимаются комиксами, например, фильм «Астерикс и Обеликс», который снят на основе французского комикса «Астерикс» Альберо Удерзо и Рене Госини.
В России и странах СНГ комиксы не имеют большого влияния, несмотря на то, что они сыграли немалую роль в развитии культуры. Например, советские плакаты 20-30-х годов тоже можно считать за поджанр комиксов, и как раз в эти годы были созданы знаменитые журналы «Сатирикон», «Крокодил», «Мурзилка».
В обществе существует стереотип о том, что комиксы несут малую смысловую нагрузку и интересны только детям.
Это не так. Карикатуры из журнала «Крокодил» совсем не похожи на обычные детские картинки, даже наоборот: эти комиксы несли общественно-полезный характер, комментируя действия власти и осуждая неправильное поведение.
Современные русские комиксисты не уступают советским. Например, графический роман «Сурвило» Ольги Лаврентьевой рассказывает о судьбе бабушки автора, Валентины Викентьевны Сурвило, которая жила в период сталинских репрессий. Из-за стереотипов и небольшого интереса аудитории комиксы до сих пор в «андеграунде». Однако в России все равно существуют специализированные издательства комиксов, например, Bubble или КомФедерация.
Над материалом работали:
Никита Крашенинников
Редактор
Дарья Шадрина
Бильд-редактор
Евгений Смирнов
Корреспондент
Василиса Абабурко
Корреспондент
Максим Богук
Корреспондент
Анастасия Липченко
Корреспондент