Чисто по-семейному
Не пора ли кому-то из нас перестать ходить в школу?
Первое сентября уже через две недели, а вам не хочется в школу? Восьмикласснице Лиле тоже не хотелось, поэтому одним осенним утром она просто осталась дома. Теперь Лиля посещает языковые школы, читает, путешествует, разводит домашних улиток и ведёт свой блог про образование, который входит в топ лучших блогов по версии портала «Мел.фм», а в оставшееся время выступает оратором на политических митингах. Но всем ли полезно домашнее образование?
Лиля, в какой момент ты решила, что больше не пойдёшь в школу?
Стоял ноябрь 2016-го года. Закончились осенние каникулы, и все школьники – в том числе и я – должны были вернуться на учёбу. Однако я просто утонула в своём кресле-груше и не двигалась с места. За спиной была жуткая первая четверть восьмого класса. Я проводила дни и ночи за подготовкой домашних заданий, чтобы учиться на 5.
Силы и выдержка меня покинули. «Зачем я вожусь во всём этом изо дня в день? Чему меня там учат? Биться головой об парту из-за "четвёрки"?»
Подошёл некий перелом. Я понятия не имела, что грядёт дальше, но видела один выход – пресечь школьное сумасшествие. Достала учебник по алгебре и стала читать про понятие арифметического квадратного корня.
«Сколько крови попортили мне, отличнице, эти гнусные цифры. Я впадала в истерики на занятиях, билась головой о стены, боялась приходить в школу, всего и не упомнишь»
– Как отреагировали родные на твоё решение больше не ходить в школу?

С семьёй начались конфликты. По истечении первой недели родители пытались привести меня обратно в школу. Им надоело общаться с недоумевавшими учителями и отговариваться. Все восприняли ситуацию так, будто я бросила обучение вообще, так что последовали долгие разговоры и скандалы. Я заняла молчаливую позицию во всех стычках. «Весь мир против меня, а я не скажу ни слова». Кто-то заявил, что сии события похожи на банальное психическое расстройство.
Потом мама по совету со мной рискнула перевести меня на семейную форму образования, потому что я питала искреннюю фобию к возвращению в класс. Родители увидели, что я сносно осваиваю программу своими силами, понемногу успокоились и перешли на мою сторону.
Расскажи про техническую сторону вопроса: как это, учиться на экстернате?
В России экстернат называется «семейным обучением». Вы официально прикрепляетесь к любому образовательному учреждению, получаете учебники и задачники. Дома осваиваете программу: самостоятельно или с кем-то; по нескольку классов за год или в обычном темпе. В определённое время предстаёте перед учителями в выбранном учебном заведении и сдаёте необходимые зачёты. Вам, как и обычным ученикам, полагается сдача государственных экзаменов, а по окончании обучения получение аттестата, где, внимание, никакие особые пометки не выставляются.

Лиля разводит дома улиток-гигантов, у неё их целых четыре
«Из вашей жизни не исчезнут контрольные работы, тесты и самостоятельные. Но они приобретут совершенно иное значение: если в стенах школы во главе проверок знаний стоят оценки, то дома они вновь обратятся именно в проверки знаний. Купите недорогие контрольно-измерительные материалы в книжном магазине или загрузите их с образовательных ресурсов. Решайте тесты после освоения каждой темы и пишите годовые контрольные»
– Опиши один день из своей жизни.

Просыпаюсь в шесть. Примерно в7:30 сажусь за письменный стол, открываю ежедневник с учебными целями на сегодня, выписанные с вечера. Я люблю концентрироваться на одной дисциплине, пока не закончу её прохождение на год.
До десяти я работаю, в тёплый сезон делаю перерыв и выхожу на пробежку. Затем иду либо в спортклуб, либо прогуляться.
В послеобеденное время иногда я продолжаю обучение, иногда просто занимаюсь хобби. В основную часть дней идут занятия в кружках. В восьмом классе это был кружок по физике в мамином университете и курсы английского языка. В новом году я в дополнение поступила ещё в школу немецкого.
«Изучайте параграф по алгебре на пару с задачником. Читайте про движение лучевой и локтевой костей и вертите рукой. Предпочтите реальность зубрёжке - имея "массу" перед глазами, вы избавите себя от мучительных часов заучивания наизусть. Когда я учила химию, сперва я ходила на кухню и ворошила уксус и соль, но потом получила в подарок на Восьмое марта набор "Юный химик". С физикой несказанно повезло, и через маму я добралась до университетской лабораторной аудитории с оборудованием для опытов по электрическим явлениям. Разумеется, далеко не каждый обладает подобной возможностью, но даже в домашних условиях с поисковиком можно сообразить парочку экспериментов. Печально, но обычай "массы" медленно, но верно уходит из средних школ»
– Ты живёшь так уже год. Что тебе это дало?
Основные плюсы: жизнь по собственным ритму и графику, наличие свободного времени. Уровень стресса становится нулевым, и начинаешь получать искреннее удовольствие от учёбы (кстати говоря, добыча знаний самостоятельно утраивает эйфорию) и жизни. Я смогла больше времени тратить на чтение, пойти на курсы английского, начать учиться рисовать, посещать занятия наукой в Институте биологии и биомедицины.
«Продуктивное времяпровождение – мой любимый момент экстерна. Признайтесь, что было вашей мечтой, но до чего никогда "не доходили" руки? Музыка, рисование, языки, спорт, писательство? Время достать запылённые желания из того ящика, куда их поместила школа»
– А какие минусы?
Некоторая степень социальной изоляции. Мы, люди, биологически существа, не терпящие постоянного одиночества. Но проблема решилась после записи в кружки.
– То есть, ты можешь посоветовать другим школьникам перейти на «семейное обучение»?
Как я писала в блоге, «экстернат не подойдёт вам в том случае, когда вы испытываете серьёзные проблемы с мотивацией, не горите желанием учиться вообще, не определились с планами на жизнь и рассматриваете экстерн как место, куда можно сбежать от работы. Доля подобных людей присутствует. Они не слезают с репетиторов практически по всей программе, в которой никак не ориентируются и создают этому способу получения образования дурную репутацию. Глупо смотреть на экстернат как на прибежище для собственной лени. Он требует сосредоточённости и досконального понимания материала, труда»
Я и веду блог именно для того, чтобы популяризировать свой опыт – кто знает, сколько ещё детей могло бы стать счастливее, свободнее и успешнее на экстерне.

12 июня 2017 года Лиля выступала оратором на митинге в своём городе. Она говорила об "ужасном качестве обучения", "нечеловеческих условиях работы преподавателей" и "общей деградиции поколения"

Взгляд из-за парты
50 школьников ответили в интернете на вопрос, хотели бы они перейти на экстернатную форму обучения.
39%
Нет
4%
Да, я собираюсь это сделать
25%
Хотел(а) бы, но боюсь
5%
Хотел(а) бы, но моя семья против
4%
Я уже учусь на экстернате
23%
Я не понимаю, что это

Экстернат: «за» или «против»?
Мнение экспертов
Ольга Любимова
Учитель русского и литературы в школе № 309, эксперт ОГЭ и ЕГЭ, кандидат филологических наук
Нужна железная воля родителей и самого ребёнка (и плюс очень отчетливое понимание уровня и даже горизонта необходимого освоения каждого предмета, что и для профессиональных учителей-то дело нечастое), чтобы хотя бы не потерять ничего ценного в сравнении с возможностями школы. А такое встречается редко.
«У меня есть личный опыт знакомства с детьми, обучающимися на экстернате, и даже вполне обширный. И в моей школе такие дети есть, и раньше я с ними сталкивалась, и «на стороне» встречала. Поэтому отношусь к подобной форме обучения как к «необходимому злу». Я была знакома с детьми, которые находились на семейном обучении из-за работы родителей(вынуждены были с ними ездить по миру), по религиозным соображениям(родители боялись разлагающего влияния светской школы), из-за занятий спортом(огромная спортивная нагрузка), по здоровью(опасно часто выходить из дома и посетители даже в виде приходящих учителей не желательны, такое бывает после очень серьезных заболеваний, лейкоза, например). Сталкивалась я, разумеется, не с процессом обучения и его организацией, а с результатами. Так вот предметные знания и умения у детей на семейном обучении, с которыми я сталкивалась, ВСЕГДА были или откровенно слабыми, или совершенно не соответствующими интеллектуальным возможностям этого ребенка(он мог бы знать намного больше и лучше, но почему-то не знает и не умеет). Исключение я встретила одно-единственное – близняшки-теннисисты, но у них бабушка – учитель, да ещё с ними занимались приглашенные учителя. И то дети пока только в 4-м классе, и родители серьёзно обдумывают, как бы всё-таки в пятом классе совмещать школу и их интенсивный и разъездной спорт, потому что дети в теперешней системе их учебы научились работать только под пристальным руководством и контролем, а самостоятельно – нет. А о старшеклассниках на экстернате даже и вспоминать не хочется, так всё угрюмо и плачевно в смысле образования.
Конечно, школа школе рознь, и от некоторых школ, я допускаю, толку не очень много, но в идеале, на мой взгляд, лучше приличная школа, чем семейное обучение, особенно для старшеклассников.»
Александра Карпова
Педагог-психолог, социальный педагог
«Безусловно, однозначного ответа на вопрос – хорошо или плохо для ребенка быть на семейном обучении – нет.
У такого обучения есть свои плюсы и минусы, и оно не каждому ребенку и семье подойдёт.
С одной стороны, при семейном обучении ребенок может заниматься в соответствии со своими биологическими часами, больше времени тратить на те предметы, которые ему интересны, быстрее разбираться с теми темами, которые даются легко, и дольше – с более сложными, не спеша за общим темпом класса и планом. Можно выбрать методику преподавания и составить индивидуальный план, учитывающий особенности ребенка. Кроме того, можно изучать дисциплины, которых нет в школе, расширяя тем самым кругозор.

С другой стороны, не стоит забывать, что школа – это не только обучение, но и навык общения со сверстниками и педагогами. В школе ребенок учится взаимодействовать с другими, решать конфликтные ситуации, работать в группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к противоположной и многим другим аспектам общения.
Не стоит забывать, что этот навык ребенку необходимо приобрести.
Если ребенок находится на семейном обучении, стоит отдельное внимание уделить его социализации – определить его в какие-либо кружки или секции, где он будет учиться взаимодействию с другими ребятами и взрослыми людьми.
Чтобы семейное обучение приносило ребенку пользу, необходимо придерживаться определенных условий. Так, для учёбы у ребенка должна быть отдельная комната – с партой, учебниками, картами и другими необходимыми предметами. У ребенка должен быть определённый план обучения, а вот регламентировать время на выполнение каждого отдельного задания или предмета не стоит. В семейном образовании, как и в любом другом, важна планомерность и регулярность, то есть заниматься учёбой ребенок должен не от случая к случаю, а каждый день(имея, конечно, выходные дни).

На мой взгляд, далеко не каждая семья может дать своему ребенку хорошее семейное образование. Это огромная ответственность. От родителя требуется либо самому разбираться в школьной программе и уметь объяснить ее(что требует определенного уровня образования у самого родителя и достаточного количества времени для того, чтобы учить ребенка), либо нанять репетиторов(что финансово затратно).
Семейное обучение (особенно в младших и средних классах) должно контролироваться родителями, ведь именно поэтому оно и называется "семейным" – большое заблуждение думать, что ребенок сам всему научится. Родитель должен научить ребенка самостоятельности и дисциплине, привить интерес к самому процессу обучения, научить ребенка учиться и добывать знания из разных источников, не только из учебников.
Кто из родителей может и хочет самостоятельно учить своего ребенка? Имеет на это время и средства? Наконец, кто готов полностью взять на себя ответственность за образование и воспитание? Ведь в таком случае нет учителей и школы, тех, с кого можно требовать знаний и умений у ребёнка и кого можно обвинить, если ребенок не знает чего-то, не хочет учиться и т.д.

Семейное обучение может быть успешным при учёте индивидуальных особенностей ребенка (и его желания учиться дома) и возможностей (образования или готовности нанять репетиторов) родителей.
Но если учесть реалии, то большинство детей все же продолжат посещать школу, а на семейном обучении будет находиться лишь малое количество детей.»
Анастасия Кругликова
Тексты
Дарья Вивчар
Вёрстка