В ноябре 2023 года сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» побил все рейтинги по количеству просмотров. В декабре его уже признали самым популярным сериалом в России, он обогнал даже знаменитую «Игру в кальмара». Насколько правдивы показанные там события? Почему сериал хотят запретить? Что же происходило в СССР в то время на самом деле? Ответы на эти вопросы вы найдете в материале, сделанном в рамках исторического проекта «Союза Печатников».
А что говорят те, кто жил тогда в Казани? Для того, чтобы это узнать, я пообщалась с Алексеем (имя изменено по просьбе героя), который родился в Казани в 1971 году и живёт там до сих пор.
Алексей
В ноябре 2023 года
сериал «Слово пацана.
Кровь на асфальте»
побил все рейтинги
по количеству
просмотров. В декабре
его уже признали
самым популярным
сериалом в России, он обогнал даже знаменитую «Игру в кальмара». Насколько правдивы показанные там события? Почему сериал хотят запретить? Что же происходило в СССР в то время на самом деле? Ответы на эти вопросы вы найдете в материале, сделанном в рамках исторического проекта «Союза Печатников».
А что говорят те, кто жил
тогда в Казани? Для того,
чтобы это узнать, я
пообщалась с Алексеем (имя изменено по просьбе героя), который родился в Казани в 1971 году и живёт там до сих пор.
Действие сериала происходит в конце 1980-х в Казани. Прилежный мальчик Андрей оказывается втянутым в одну из подростковых группировок, которые стремительно начинают появляться в столице Республики. Банды грабят людей, дерутся друг с другом, живут по «пацанским понятиям». Подростковые группировки становятся настолько опасными, что они начинают контролировать улицы, держать в страхе не только детей, но и взрослых. Однако и у пацанов есть свои правила: слушаться старших в группировке, не бить лежачего ногами, заступаться за своих. Во время просмотра зрители задаются вопросами: почему с бандитизмом не разобрались органы власти, и что станет с главными героями?
Казань 80-х годов действительно содрогалась от количества уличных драк. Началось всё после Второй Мировой войны: амнистия 1953 года позволила многим выйти из ГУЛАГа и снова оказаться на свободе. Позже амнистированные получили прописку,
но в обществе их всё равно не принимали.
«По амнистии из лагерей и колоний было освобождено 1 201 738 человек, что составило 53,8 процента от общей численности заключенных на 1 апреля 1953 года»
Из-за этого бывшие заключённые стали объединяться между собой в небольшие компании. В 1968 году началась массовая урбанизация, и люди из деревень, привыкшие охранять свой двор, переехали и стали охранять территории уже в городе. Сохранив сельские традиции – кулачные бои, драки, дележ земли – выходцы из провинции продолжили заниматься тем же в крупных городах. В 70-х годах жители деревень были переселены в новостройки, дворы которых они тоже усердно защищали от «чужаков».
Фотография из группы
«Казанский феномен»
Фотографии из группы
«Казанский феномен»
(Козлов В. А. Неизвестный СССР: противостояние народа и власти, 1953–1985. М: Олма-Пресс, 2006).
Алексей
«На самом деле, во всё время существования Советского Союза были группировки. И двор на двор дрались всегда, во всех городах. Меня самого постоянно поражало, что при советском "патриотизме" в стране всегда было много тюремной романтики: тюремные песни, понятия. То, что именно в Казани дворовые хулиганы превратились в организованные преступные группировки (ОПГ) – это недоработка милиции и школы. Милиция всегда знала кто является хулиганом на районе. И, зачастую, убрав одного лидера, можно было положительно повлиять на остальных ребят, но милиция этого не делала»
1957 г., фотография из группы
«Казанский феномен»
Одной из самых первых группировок (их также называли «моталки» или «конторы») в 1970-е была банда «Тяп-Ляп». Участники группы – спортсмены – вели здоровый образ жизни, а за употребление наркотиков их легко могли выгнать. «Тяп-ляп» в разное время возглавляли Завдат Хантимиров по прозвищу Джавда, Сергей Скрябин, которого все звали Скряба и Сергей Антипов, который считается самым старшим из них, по прозвищу Антип. В сериале же реальные участники группировок «Тяп-ляп» и «Низы» стали прототипами героев.
Тяп-Ляп. 1974 г., фотография из группы
«Казанский феномен»
Тяп-Ляп. 1978 год.
Слева направо Жора Сауленко, Коля Шумов, Балда и Наиль.
Фотография из группы
«Казанский феномен»
Одной из самых первых группировок (их также называли «моталки» или «конторы») в 1970-е была банда «Тяп-Ляп».
Участники группы – спортсмены – вели здоровый образ жизни, а за употребление наркотиков их легко могли выгнать. «Тяп-ляп» в разное время возглавляли Завдат
Хантимиров по прозвищу Джавда, Сергей Скрябин, которого все звали Скряба и Сергей Антипов, который считается самым старшим из них, по прозвищу Антип.
В сериале же реальные участники
группировок «Тяп-ляп» и «Низы» стали прототипами героев.
Завдат Хантимиров – расстрелян представителями власти в 1978 году. В сериале – Кащей


Сергей Скрябин – убит в 1994 году около своего дома


Сергей Антипов – отсидел в тюрьме 15 лет, сейчас живет на окраине Москвы. В интервью с Сашей Сулим всячески отрицает существование группировок и своё нахождение в них.
Завдат Хантимиров – расстрелян представителями власти в 1978 году. В сериале – Кощей

Сергей Скрябин – убит в 1994 году около своего дома

Сергей Антипов – отсидел в тюрьме 15 лет, сейчас живет на окраине Москвы. В интервью с Сашей Сулим всячески отрицает существование группировок и своё нахождение в них.
Другие тяп-ляповцы:
Фотографии из группы «Казанский феномен»
Старшие в группировке оборудовали спортзал в так называемую «качалку», где участники банды проводили много времени вместе. Иерархия «Тяп-ляпа» напоминала дружины: были свои старшие («старшаки»), которых слушались все участники группы («супера» среднего возраста и «скорлупа» – самые младшие).
Алексей
«В группировках отношения были смесью тюремных и армейских. Армейская дисциплина и тюремные понятия. Время было ужасное, я не мог чувствовать себя безопасно на улице, особенно на "чужой" территории.»
Главным врагом банды была «моталка» из Ново-Татарской слободы. В 1978 году тяп-ляповцы под руководством Завдата Хантимирова (уже судимого ранее, поэтому обладавшего большим авторитетом) напали на улицу, охраняемую новотатарами, имея при себе огнестрельное оружие, металлические пруты и арматуру. Однако толпа не щадила и простых прохожих. Это была первая настолько жестокая массовая
Новотатарские. Фотография из группы
«Казанский феномен»
Новотатарские. 1950-е. Фотография из группы
«Казанский феномен»
«В результате этого набега был убит один и ранены 10 человек, в том числе двое сотрудников милиции. Для разоблачения банды была создана уникальная опергруппа, в которую, между прочим, входил будущий глава МВД России Виктор Ерин. По банде "Тяп-Ляп" работало 20 следователей, но порой их число достигало и 25. Расследование длилось девять месяцев. Было собрано 30 томов уголовного дела. Обвинительное заключение состояло из более чем 300 страниц», – пишут Максим Беляев и Андрей Шептицкий, авторы книги «Бандитский Татарстан».
стычка группировок. Сергей Антипов, который не участвовал в этой драке, в интервью у Саши Сулим утверждает, что никто не отдавал приказа «пацанам», а без его команды участники бы не осмелились совершить такое нашествие.
Тогда было задержано больше 90 человек, а расследование по новой для Советского Союза статье «бандитизм» шло несколько лет. В 1980 году было вынесено два приговора о расстреле («старшаков» Завдата Хантимирова и Искандера Тазетдинова) и больше 30 сроков другим участникам драки. Лидера группировки, – Сергея Антипова – не участвующего в нападении, приговорили к 15 годам лишения свободы по статьям об изнасиловании, хулиганстве и грабеже. После такого громкого дела полиция обратила пристальное внимание на появление других группировок, но это никак не помешало их новому распространению.
Тогда было задержано больше 90 человек, а расследование по новой для Советского Союза статье «бандитизм» шло несколько лет.
В 1980 году было вынесено
два приговора о расстреле
(«старшаков» Завдата
Хантимирова и Искандера Тазетдинова) и больше 30 сроков другим участникам драки. Лидера группировки, – Сергея Антипова – не участвующего в нападении, приговорили к 15 годам лишения свободы по статьям об изнасиловании, хулиганстве и грабеже. После такого громкого дела полиция обратила пристальное внимание на появление других группировок, но это никак не помешало их новому распространению.
Приговорены к расстрелу:
Фотографии из группы «Казанский феномен»
В начале 1980-х МВД СССР упоминало о существовании 90 группировок Казани, размер некоторых из них составлял от 300 до 400 человек. Одной из самых влиятельных можно было выделить банду «Низы». Её создателями были Тагир Фахриев и Дмитрий Ларионов (Колобок). Именно они поставили криминальные дела на поток. Если тяп-ляповцы издевались над «слабаками», то участники «Низов» не щадили никого: пытались полностью подчинить себе Московский рынок в Казани, нанимали киллеров, совершали уже не мелкие кражи, а серьезные преступления. Изначально подростковая группировка со временем стала настоящей ОПГ (организованной преступной группой), и процессы арестов её участников закончились только в 2007 году.
Низы. 1985 г., фотография из группы
«Казанский феномен»
Тагир Фахриев – получил пожизненный срок лишения свободы


Дмитрий Ларионов – скрывался до 2010, согласился сотрудничать со следствием, получил 16 лет колонии
Тагир Фахриев – получил пожизненный срок лишения свободы

Дмитрий Ларионов
– скрывался до 2010, согласился сотрудничать со следствием, получил 16 лет колонии
В 80-е годы вся Казань состояла из районов, охраняемых той или иной группировкой. В СМИ эта тема особо не затрагивалась, все боялись. Впервые термин «казанский феномен» появился на полосах газеты «Огонёк» в 1988 году. Именно тогда тема «дрянных мальчишек» стала настолько популярной в СМИ, что даже The New York Times опубликовал материал про Казань.
«Если вечером выйти на казанские улицы, почти повсюду можно встретить усиленные милицейские патрули, комсомольские отряды и небольшие компании взрослых с красными повязками на рукавах. Один только Кировский район Казани ежедневно охраняют 275 общественников, 5 машин РОВД и еще 15 автомобилей, полученных под это дело у районных предприятий», — писал журналист Дмитрий Лиханов на страницах «Огонька»
Алексей
«В конце 90-х ОПГ стали заявлять о себе серьёзно. Но в конце 80-х они были еще хулиганами, которые отбирали деньги, снимали с людей вещи, воровали, били «врагов» и очень редко убивали. Как правило, это касалось только их сверстников»
«Московская бригада собиралась на спортивной площадке парка Урицкого. Мимо места их сборов проходил мой маршрут в школу и обратно. Пройти мимо было непросто. Возможно, для парней это было развлечение, но они всегда спрашивали: "Девушка, тебе не страшно?" Правильным ответом было под дикий гогот сказать "Страшно" — и, главное, не смотреть в лица, тогда можно было идти дальше. Во всяком случае, у меня это прокатывало. Моя боль заключалась в другом — ежедневно после уроков меня караулил один из авторитетов с "Низов" по имени Сергей А. Вероятно, для него это тоже было развлечением. Прямо у центральных ворот школы стояла машина. Иногда удавалось улизнуть через выход со стороны Исаева, но часто поджидали и там. Череда мучительных вопросов: "Че делаешь?", "Че смотришь?" и так далее. "Че смотришь на номера? Смотри, сколько их у меня!" — открывался багажник, показывались другие номера автомобилей, наваленные один на другой. Все диалоги сводились к тому, кто будет у меня первым мужчиной, когда мне наконец-то исполнится 16 лет. А мне тогда было всего лишь 14!»
Наталья, жительница Московского района Казани в книге Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-х – 2010-х»
Жилка. 1985-е., фотография из группы
«Казанский феномен»
Алексей
«Моё мнение, что в это время было сломано много человеческих судеб. Как самих бандитов, так и их жертв. Очень много девушек, особенно, пострадало в начале 90-х. Их заманивали «на работу», а после морально ломали – подсаживали на наркотики, заставляли заниматься проституцией.»
Фотография из группы
«Казанский феномен»
Чаще всего в банды вступали по двум причинам: либо росли в такой компании с детства, либо искали защиты от обидчиков. Именно по второй причине Андрей, главный герой сериала «Слова пацана», и оказался участником группировки. Принимали не всех: сначала нужно было получить поддержку от кого-то из участников, – чтобы тот «поручился», потом – доказать свою смелость во время драки со старшими.
Роберт Гараев (состоял в группировке «Низы» в 1989-1991 годах) о своём опыте в книге «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-х – 2010-х»
«Я был идеальной мишенью для вымогательств за исключением того факта, что на исходе 1980-х моя семья едва сводила концы с концами. Но на это никто не обращал внимания. Однажды положенной мне по рангу бесправностью решил воспользоваться громила Искандер из параллельного класса. «…» Вступать в бой было бесполезно — даже когда Искандер здоровался, моя ладонь хрустела под натиском его мышц, казавшихся тогда стальными. Но сумма была неподъемная… «…» Судьба подарила мне шанс выйти сухим из воды, а заодно коренным образом изменить свой уличный статус. Чуть позже в тот же день мои приятели, вэшки (сам я был в «Б» классе) Макс Г. и рыжий Дима Васильев предложили мне пришиться к хорошо известной на районе группировке "Низы". Они как раз набирали младший возраст — скорлупу.
Новый расклад в корне менял все. Завтрашний Искандер переставал быть угрозой: по существовавшему тогда уличному закону, в случае чего за меня впряглись бы мои пацаны. Но все оказалось еще проще — сам факт того, что ты с улицей, снимал исходящую угрозу. Я шел на сборы одним человеком, а вернулся домой совсем другим. «…» Я стал пацаном»
Низы. 1985 г., фотография из группы
«Казанский феномен»
В сериале – Андрей
Важной частью «пацанской жизни» были сборы. Несколько раз в неделю в определенном месте происходили встречи всех членов группировки. Не приходить можно было только по уважительной причине. Уважительными считались смерть матери и проблемы с полицией. Если кто-то не являлся на сборы по другому поводу, то получали все участники, чаще всего это относилось к «скорлупе». Также подростки периодически сдавали деньги на «нужды банды».
Новотатарские, фотография из группы
«Казанский феномен»
Со временем молодежные группировки становились ОПГ. В 90-е в Татарстане образовалось много банд: «Хади-Такташ», «Жилка», «Новотатарские» и огромное количество других. «Универсам», участниками которого являются герои «Слова пацана» – это скорее собирательный образ группировок, существовавших в те годы. По словам участника Ново-татарской слободы в материале Комсомольской правды, многое из сериала не является вымыслом. Единственная сцена, смутившая интервьюируемого – спасение лидера «Универсама» из больницы: «Это прямо вестерновский сюжет, даже не знаю, что и сказать. Вымысел». Все остальные сцены с «отшиванием» участников банды, запретом курить, отношением старших к «скорлупе», драками «за своих» – правдивы.
Алексей
«Сериал получился документальным, он очень похож на правду. Расхождения найти трудно, но есть одно: редко было такое, что в одной школе могли учиться гопники из разных ОПГ. Как правило, школа была «на районе» и она была кузницей кадров для бандитов. За редким исключением были спецшколы – математическая, английская, спортивная, музыкальная – вот там могли учиться ребята из разных районов. Но там, как правило, и участников группировок не было»
Ксения, жительница Татарстана
«Я жила там именно в то время, могу сказать, что сериал "Слово пацана" снят очень реалистично. Что бы не говорили, это хорошее кино, заставляющее думать и переваривать. Лично я помню свой постоянный ужас и отвращение к бандам, это заставило меня уехать учиться в другой город.»
Единственное, что не раскрыто в сериале – массовое распространение пацанских группировок по всей стране. Фокус сюжета «Слова пацана» смещён именно на Казань, что немного искажает восприятие этого явления. Может показаться, что другие города Советского Союза не содрогались от банд, но это не так.
Алексей
«Казань – не единственный город, в котором были группировки. Банды распространились по всей стране и где-то существуют до сих пор, например, в Ульяновске.»
Из-за неготовности милиции к появлению группировок, правоохранительные органы просто не могли остановить массовое возникновение банд по всей стране. Им не хватало людей, машин, оружия и, самое главное, доказательств. Часто бывало такое, что участники банды и сотрудники милиции отлично знали друг друга в лицо. Но первых не могли посадить: все следы отлично скрывались, из-за чего доказательств ещё не было, а презумпция невиновности уже была. Банды в других городах также губительно влияли на всех людей: убивали участников группировок, убивали обычных людей, все ходили в страхе и с надеждой на спасение.
Фотография из группы
«Казанский феномен»
Из-за неготовности милиции к появлению группировок, правоохранительные
органы просто
не могли остановить
массовое возникновение
банд по всей стране.
Им не хватало
людей, машин, оружия
и, самое главное, доказательств. Часто бывало такое, что участники банды и сотрудники милиции отлично знали друг друга в лицо. Но первых не могли посадить: все следы отлично скрывались, из-за чего доказательств ещё не было, а презумпция невиновности уже была. Банды в других городах также губительно влияли на всех людей: убивали участников группировок, убивали обычных людей, все ходили в страхе и с надеждой на спасение.
Алексей
«В начале 90-х, когда ОПГ начали заниматься рэкетом и вымогательством, они превратились в банды. Тогда начали страдать все. У любого мужика могли отнять машину, например. Бандиты начали зарабатывать, а ещё начали ссориться. История любой банды в Казани состоит из того что банда разделилась на две банды, они поссорились между собой и начали убивать друг друга. В это же время в милиции начинается очень сильная коррупция, и правоохранительные органы тоже становятся частью криминала. Милиция "крышует" бандитов. Среди моих знакомых есть те, кто погиб в бандитских войнах в 90-е, – одноклассник, сосед, ну и несколько дальних знакомых…

Я сам лично бросил училище по причине конфликта с местными бандитами. Училище находилось на вражеской территории и, хотя я не был участником ОПГ, мне угрожала постоянная опасность.

Страшное воспоминание связано не с детством, а с более старшим возрастом. Мне был 21 год, только что вернулся из армии. Я сидел во дворе, куда забежала толпа гопников и направила ствол ружья мне в лоб. Они спросили, являюсь ли я членом ОПГ. Только убедившись, что я не воюю с ними, они убежали.»
Фотография из группы
«Казанский феномен»
Фотография из группы
«Казанский феномен»
«Дзержинск – это город химии. У нас в классе учились и русские, и татары, и чуваши. Я не посещала Казань, и в те времена меня туда не тянуло от слова совсем. Униформой дзержинских были ватники. Были просто драки, а также с получением выгоды. Помню, как разобрали весь штакетник (забор) на драки у нас во дворах пятиэтажек. Большая часть моих ровесников сейчас лежит на кладбище…»
Оксана, жительница Дзержинска
«Зима, десять вечера. Я досматриваю мультики, и папа забирает меня от родственников: они живут в начале дома, а мы — в конце. Отец держит меня за руку. Тихо. Надо пройти какие-то сто метров вдоль двора, от одного подъезда до другого. Около ступенек папа вдруг замирает и оборачивается: из-за гаражей выбегают два человека в тёмной одежде – фонари светят им в спину, лиц не разглядеть. Папа хватает меня за руку слишком сильно и начинает буквально волочить за собой, но на пятачке понимает, что это бесполезно. "Только не убивайте мою дочь". Два выстрела, без вспышек. Фигуры убегают, так ничего и не сказав. Я стою ещё несколько минут у тела отца в оцепенении, в супертемноте. «…» Мои панические атаки так и не закончились: я до сих пор боюсь звонков, от них белеет лицо и перехватывает дыхание. Подростком я не могла выходить одна на улицу, потому что боялась, что меня убьёт маньяк. Не ездила на лифте – потому что он, конечно, должен был оборваться. У меня совсем полетела психика, пью антидепрессанты и пытаюсь снять тревожность.»
Из рассказа Дарьи, дочери лидера «Ореховских» в Москве:
Фотография
из статьи
«В 90-е спортсмены тоже объединялись, собирались боксеры, дзюдоисты. Самые младшие из них были в 6-7 классе, но в основном это были старшеклассники, конечно. Они приставали к ботанам, «лохам», выводили их к детским садам, расположенным около школ, и избивали при всех, грабили. На самом деле тогда там многие собирались, всем было интересно увидеть то, что происходит. Часто эти банды с милицией сотрудничали, получали поддержку от неё, из-за этого и оставались безнаказанными. Сотрудники милиции боялись этих ребят, поэтому не трогали. Скорее всего, всё это появляться стало из-за кризиса в стране: СССР развалился, экономическая ситуация очень плохая, поэтому родители и учителя борются за выживание, а не за детьми следят, на это времени не было, нужно было деньги зарабатывать, чтобы от голода не умереть»
Дмитрий, житель Челябинской области
На фоне сериала некоторые подростки перенимают образ жизни главных героев. В новостях появляются заголовки: «в Нижегородской области подростки избили пятиклассников под цитаты из "Слова пацана"», «подростки создали своё ОПГ в Дзержинске»… Ольга Бузова считает, что сериал – это пропаганда насилия из-за большого количества сцен с драками и побоями. Кто-то видит в сериях романтизацию бандитизма, но, с другой стороны, так можно сказать и про «Бандитский Петербург», и про «Брата». Более того, Данила Багров стал культовым героем и является таковым для многих до сих пор, при этом он фактически никак не расплачивается за свой образ жизни, преступления, которые он совершил. «Слово пацана» же ясно показывает, что за свои поступки всегда нужно отвечать, все герои оказываются наказанными, а многих участников банды придется похоронить, о чём свидетельствуют стоп-кадры серий.
«Я абсолютно не соглашусь с мнением тех экспертов, которые говорят, что "Слово пацана" романтизирует группировки. Это в корне неправильно. Смотришь на эти кадры, а они – черная страница нашей действительности. И мы это не должны запрещать. Мы, наоборот, должны показывать и рассказывать, что было именно так»
Министр по делам молодёжи Татарстана Ринат Садыков
На самом деле, сериал можно расценивать как исторический, на исторический основе. Как мы уже выяснили, большинство сцен правдивы, «Произведение искусства не делает человека кардинально другим» – так комментирует вопрос о запрете сериала психолог Людмила Мурашова. Другой вопрос заключается в том, что несмотря на маркировку 18+, сериал смотрят и многие дети с ещё не окрепшей психикой. Хотя в сериале и нет никакой романтизации бандитской действительности, многие подростки сами могут найти что-то манящее в таком образе жизни. Выходом из этой ситуации может быть инициатива родителей посмотреть «Слово пацана» вместе со своими детьми. Так старшее поколение сможет скорректировать восприятие сериала подростками, объяснить какие-то непонятные моменты, не допустить романтизации.
Съемка бесспорно очень красивая, актеры подобраны неплохие, музыкальные дорожки известны всем, но это не всегда выделяет сериал среди остальных. По моему мнению, «Слово пацана» популярно из-за его актуальности среди зрителей всех возрастов. Старшим хочется вспомнить, хоть и очень неприятные, события их детства, молодости, посмотреть на эти события со стороны. Младшему поколению интересно узнать что-то ещё о том страшном времени, расширить свой кругозор, сделать выводы. Про бандитские 90-е знают все, а про бандитизм 70-х – 80-х мало кто говорит. Именно из-за того, что сериал затрагивает такую острую тему, он многим интересен.
Алексей
«В большинстве своём в начале 2000-х банды распались или почти распались. Особо умные и ушлые смогли пролезть даже в политическую элиту. Но есть и те, кто опустился, стал употреблять алкоголь, наркотики. Ну и как следствие, их ждала скорая смерть.

Среди моих друзей детства есть те, кто попал в тюрьму, и только после взялся за голову. Сейчас они живут обычной жизнью, у них есть семья, работа. Мой одноклассник был активным членом ОПГ "Перваки". В конце 80-х он был среди тех, кто совершал набеги на соседние территории. Потом отслужил в армии, а в начале 90-х стал промышлять разными криминальными схемами, воровством, ну и гоп-стопом. Попался, ему дали 6 лет. Вышел и снова пытался промышлять воровством, но опять попался милиционерам, которые за взятку замяли дело. Потом осознал, встретил хорошую женщину, женился. Мы дружим сейчас.»
Картины, которые также посвящены бандитским временам:
«Однажды»
«Меня зовут Арлекино»
«Россия 88»
«Брат»
«Бандитский Петербург»
Если вы были свидетелем событий 80-х – 90-х годов и хотите этим поделиться, напишите мне:
Куратор: Анастасия Кругликова
Куратор:
Анастасия Кругликова