В зале темно. Луч света падает на сцену. Стук пуантов. Белый силуэт и размах рук, будто крылья. «Лебединое озеро» пользуется невероятной популярностью в мире, его ставят в ведущих театрах США, Швеции, Австрии, Франции, и, конечно, России. Эта постановка прошла большой путь от первой неудачи до всемирного признания, и остается актуальной до сих пор.

– сказал Николай Цискаридзе. И это правда – после грандиозного успеха в Большом театре к балету, как искусству, стали относиться серьезнее.
Позднее музыку к не менее выдающимся постановкам напишут Глазунов, Прокофьев, Шостакович и другие композиторы. Но именно Чайковский открыл миру балетное искусство. Он вдохновлялся пейзажами Баварии и «лебединым замком» Нойшванштайн и с удовольствием написал музыку под заказ императорского театра. Эта заявка была необычна, так как известные и "серьезные" композиторы не брались за музыку для балета.
В начале XIX века русский балет активно развивается в Петербурге, в Москве же только всё начинается: строится Большой театр, приходят новые хореографы. Лишь во второй половине столетия московская труппа стоит на ровне с петербургской, именно тогда ставятся известные ныне классические балеты.
Цискаридзе Н.М.
Чайковский П.И.
Глазунов А.К.
Шостакович Д. Д.
Прокофьев С.С.
Николай Максимович Цискаридзе – российский артист балета и ректор училища им. Вагановой, премьер балета Большого театра в 1992–2013 годах
Сергей Сергеевич Прокофьев – русский и советский композитор, пианист, дирижёр, написал музыку для балетов "Золушка" и "Ромео и Джельетта"
Пётр Ильич Чайковский – русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик, написал музыку для балетов "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Спящая красавица"
Александр Константинович Глазунов – русский композитор, дирижёр, профессор Санкт-Петербургской консерватории, написал музыку для балетов "Времена года" и "Раймонда"
Дмитрий Дмитриевич Шостакович – советский композитор, пианист, педагог, сочинил музыку для балетов "Золотой век" и "Светлый ручей"
Петипа Мариус Иванович – педагог и балетмейстер, создатель классического репертуара, автор балетов «Раймонда», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лебединое озеро»
Петипа М.И.
Иванов Лев Иванович – русский артист балета, балетмейстер, режиссёр балетов «Щелкунчик», ««Лебединое озеро»
Иванов Л.И.
Сочиненная Чайковским партитура отличалась от того, что писали ранее. Она была ритмична, имела повторяющиеся мотивы и как будто просто создана для балета. Чайковский был балетоманом и хорошо разбирался в этом искусстве, знал труппу Большого театра.
Поэтому образ главной героини Одетты он писал под определенную танцовщицу – Собищанскую. Однако балетный мир жесток и характеризуется высокой конкуренцией, поэтому она не участвовала в премьере, её отстранили. Бытует мнение, что балерине не понравилась музыка, она была не танцевальной по ее мнению, и привела бы к провалу балета. Из-за своего статуса примы и приближенного положения к министру императорского двора, ей разрешили единоразово не танцевать в постановке.
Гениальная музыка не смогла спасти балет от провальной премьеры в 1877 году. Композитор и публика были недовольны. На следующий день после премьеры в каждой газете были опубликованы разгромные статьи о провале, критики сравнивали балерин с мельницами из-за сильного размаха рук.
В «Ведомостях» заявили:
«В постановке танцев Рейзингер проявил замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения».
Однако, уже на четвертом показе вышла Собищанская, и только тогда Петр Ильич был удовлетворен увиденным. В дальнейшем неудачная постановка Рейзингера переродится благодаря великим Мариусу Петипа и Льву Иванову. Хореографы добавят дуэт Одетты и Зигфрида, легендарный танец маленьких лебедей, появятся плавные движения – "танец рук". Помимо изменения хореографии и частей постановки, ключевым станет появление глубины и психологизма.
Добро и зло, коварство и любовь, двойники, искушение, борьба – теперь это не просто красивая сказка, а сложный вдумчивый танец. Измененный балет Петипа и Иванова завоевал любовь публики. В XX веке он будет измен и редактирован еще многими постановщиками: Сергеевым, Григоровичем, Нуриевым. Однако и до сих пор все еще остается загадкой магнетизм и популярность «Лебединого озера».


Сложно представить, что «Лебединое озеро» создали бы в другой стране, во Франции или Италии, например. Эта постановка холодная по цветовой гамме, но при этом очень живая и интересная, как и вся Россия. Не даром она зародилась и получила невероятный успех именно здесь. Музыку и сам балет создали русские композиторы и постановщики, из-за чего уже на подсознательном уровне туда были вложены нюансы культурного кода характерные для России.
Театр-де-ля-Виль в Париже
Ла Скала – театр в Италии
К тому же балет достаточно сложен физически, например, в постановке в Михайловском театре (хореография Начо Дуато) много поддержек, но стандартные 32 фуэте Одиллии и танец маленьких лебедей, которые длится буквально 5-7 минут в классической постановке – не менее сложные. Потому что все кроется в деталях: поворотах головы, вскоках на пуанты, костюмах и, в первую очередь, в движениях смычков по струнам и рук дирижера. Если присмотреться, то, пожалуй, именно это влияет на балет больше всего.
Начо Дуато
Начо Дуато – испанский танцовщик и хореограф, театральный художник
Эти мелочи заставляют зрителя приковывать своё внимание к сцене и буквально следить через бинокль за каждым взмахом руки. А позже в антракте, выпивая бокал шампанского в театральном буфете, обсуждать эти линии и рисунки, эмоции, что и делает «Лебединое озеро» вечным.
Он будто обязывает прийти в вечернем красивом длинном платье с клатчем в руках, никаких джинс и обывательской одежды. Ты соответствуешь не только месту, куда идешь, но и постановке. «Лебединое озеро» никого не оставляет равнодушным. Эта постановка не только красива, как и весь балетный мир, но и глубока и метафорична, каждый в ней находит что-то свое. Неразгаданные тайны и неосязаемое волшебство заставляет зрителя из раза в раз возвращаться в театр и восхищаться, наполняться энергией и переживать новые эмоции вновь и вновь.
Некоторые, несмотря на магию «Лебединого озера», возразят и могут предположить, что все дело в 1991 годе. Тогда этот балет показывали по телевизору три дня и советским гражданам очень запомнился этот момент истории: происходило свержение власти. Люди по сей день задаются вопросом:
Балет был включен в телевизионную программу еще до всех политических событий, за две недели до путча. Он должен был идти до и после программы «Времени», но, из-за обострения политической ситуации, было решено изменить расписание. Теперь для многих эта постановка стала предвестием беды, что совершенно несправедливо. Но за эти три августовских дня 1991 года люди запомнили постановку Григоровича и, возможно, захотели сходить в театр. Однако артисты труппы находились в недоумении. Балет был записан в 1983 году, этот спектакль и должны были показывать.
В 1991 же танцовщики Большого находились в Аргентине на гастролях, при этом их обвиняли в причастности к происходящим политическим изменениям, причастности к свержению Горбачева. Артисты труппы и солистка Наталья Бессмертнова, которая танцевала в 1983 году, склонялись к простому совпадению и стечению обстоятельств.
Через 20 лет после путча она даст комментарий ТАСС:
Сегодня «Лебединое озеро» – одна из визитных карточек России. Его показывают в театрах больших и малых городов нашей страны. Даже люди, не интересующие балетом, знают постановку, а музыка у всех на слуху. Многие хореографы и театры отходят от классики, ставя «Лебединое озеро» в новых направлениях танца: модерн, контемпорари или смешивая стили. Балет исполнялся Плисецкой, именно её лебедь стал самым узнаваемым и культовым, также Натальей Макаровой, Ульяной Лопаткиной и Светланой Захаровой.
Культура.РФ даже сравнила значимость балета с «Чайкой» А.П. Чехова:
Премьера «Чайки» Чехова в Александринском театре потерпела крах, как и «Лебединое озеро». Но спустя пару лет эта постановка уже в новой редактуре Станиславского и Немировича-Данченко вышла на сцене московского театра МХТ и получила ошеломительный успех. Зрители громкими овациями просили выйти на сцену автора постановки. Новая аудитория увидела настроение и атмосферу, которую хотел передать Чехов и режиссеры театра. Также и новые зрители балета в редакции Петипа и Иванова увидели то, что не смогли разглядеть их предшественники. Как «Чайка» открыла новую страницу в драматическом театре, так и «Лебединое озеро» открыло балет миру с новой стороны.
МХТ им. Чехова
Текст и верстка:
Мария Митина