Искусство во время «чумы»

Цейтнот – неизлечимая болезнь XXI века. Сегодня человек стремится оптимизировать не только производство, но и свое время. А что делать с искусством и культурой? Лектории Русского музея, Эрмитажа и Манежа всегда ждут своих слушателей. Но плата за встречу с прекрасным велика — время, которого всегда не хватает, ведь музейные лекции, в среднем, длятся от 1,5 до 2 часов. В наши дни онлайн-образование преживает бурное развитие. Разве можно пренебречь такой возможностью? В этом материале собрана подборка ресурсов, где можно начать изучать искусство, не отрываясь от экрана смартфона.
PODCASTS
Те же лекции, но в аудиоформате. Их можно ставить на паузу, скачивать или ускорять, слушать в душе, метро, на беговой дорожке и даже на скучной вечеринке.
«Искусство для пацанчиков»
В цикле подкастов «Искусство для пацанчиков» автор проекта Анастасия Четверикова, выпускница аспирантуры по специальности Теории и истории культуры РИК РАН, журналист издания «Батенька, да вы трансформер», объясняет мировые шедевры на пальцах, «по-пацански». Выпуск про черный квадрат «Квадрат, ты чё такой черный?», начинается со слов Анастасии: «Ну, давайте сначала: он не черный, во-вторых, не квадратный и, в-третьих, не Малевича». Культуролог ведет повествование адаптированным языком, по-человечески, без излишней терминологии, которая не задерживается в голове, а только «мешает» слушать.
«Великий XIX»
Цикл подкастов от Радио Маяк, о людях, изменивших историю. Расскажут не только про театр, зарождение импрессионизма и появление фотографии, но и про Наполеоновские войны, а также «Манифест Коммунистической партии». Ведущий радиостанции, Игорь Ружейников, приглашает в студию компетентных экспертов, с которыми ведет получасовой диалог. В выпуске «Женщина на сцене театра XIX века. От крепостных актрис до звёзд бенефиса» театровед, научный сотрудник театрального музея им. Бахрушина, Ирина Казакова рассказывает, почему долгое время возможность играть на сцене имели исключительно мужчины, когда женщина попала в театр, где в XIX веке девушки получали актерское образование и почему до сих пор мужчина-актер получает зарплату больше, чем женщина-актриса.
«Зачем я это увидел?»
В цикле подкастов «Зачем я это увидел?» Радио Arzamas, можно найти ответы на вопросы, почему мы неправильно понимаем Дега, как русское искусство перестало быть провинциальным и в чём секрет Венеции. В мобильном приложении «Радио Arzamas» можно слушать не только подкасты и аудиоматериалы об искусстве, но и о литературе и истории
Мнения
Юлия
16 лет
Меня вдохновляет зарубежная литература, часто в Эрарту хожу. Также вдохновляюсь в путешествиях. Летом побывала в Венеции и Риме. Если хотите получить вдохновление, советую отправиться в путешествие, это очень помогает перезарядиться творческим людям. Ну, я считаю, чтобы самообразовываться в сфере искусства, необходимо посещать музеи, выставки, путешествовать по миру, читать художественную литературу.
Это же все на практике идет в первую очередь. А так, я могу посоветовать
The Art Newspapers Podcasts
Анна
Студент факультета свободных искусств и наук СПБГУ
Сейчас я могу сказать, что самообразование — безумно важно. Несмотря на то, что изучение литературы, онлайн-курсы и посещение музеев входят в мою университетскую программу, но самообразование — это ключевой момент в изучении искусства. Первое, наверное, что я бы хотела посоветовать — это ходить в музеи. И если не хватает еще начитанности, чтобы посещать их самостоятельно, без комментариев, то всегда особенно полезны кураторские экскурсии. Для меня лично важно быть подписанной в соцсетях на музеи, выставочные залы и следить за их новостями, обращать внимание на то, что они анонсируют, кого и когда они приглашают, потому что именно такое живое взаимодействие с музеем открывает возможности изучать искусство «лицом к лицу». В любом случае, изучение искусства — это, в первую очень, изучение его с удовольствуем, как и любого другого предмета, например, иностранного языка. Если какой-то способ самообразования вам не подходит, и вы чувствуете, что он тратит ваши внутренние ресурсы, не давая ничего взамен, то откажитесь от него, найдите свой собственный вариант, который подойдет именно вам. Лучше отказаться и продолжить изучать прекрасное каким-то иным способом, по-другому, чем потерять этот огонек, который должен толкать людей к искусству.
Диана
16 лет
Я подписана на нескольких инстаграм-блоггеров, которые рассказывают об искусстве, в основном о скульптурах. Конечно, это не очень удобно, так как информации, на мой взгляд, недостаточно. Поэтому больше люблю смотреть канал на ютубе — «Artifex Ru», там есть ролики про картины, интересные события истории, киноискусство и театр. Как по мне, это удобнее, выпуски очень интересные, красочные. Там много информации. Больше, чем в постах в соцсетях.
Диана советует YouTube-канал «Artifex Ru» и Instagram-аккаунты
ГМИИ им. А. С. Пушкина и искусствоведа Дианы Трошиной
Telegram
В телеграмм-каналах обсуждают не только политику и террористов. И вот доказательство. Подписчики Союза Печатников, поучаствовав в опросе, поделились теми каналами об искусстве и культуре, за которыми они сами следят. Один из главных плюсов телеграм-каналов – это регулярность обновлений, создатели стараются делиться чем-то свежим ежедневно, а некоторые и не один раз на дню.
Instagram
@museums4_all
«Я не считаю, что если мы пришли в музей с ребёнком, то должны выучить все названия картин и имена художников. Мы изучаем атмосферу, цвета, мазки. Ведь главное — найти то, то тебе нравится и получить от этого удовольствие»
Этот принцип лёг в основу блокнота научного сотрудника музея Сати Епремян «Мои музейные заметки», где читателю предлагают различные задания. Например, присесть рядом с картиной, составить саундтрек к выставке или нарисовать скетч. А в своем блоге девушка делится советами, как эффективно ходить в музеи, чтобы не тратить время впустую.
@terinart
Заведующий научно-экспозиционного отдела калининградского музея изобразительныхискусств Екатерина Илюшкина ведет свою страницу в инстаграмм уже больше шести лет, за это время число постов перешагнуло отметку в 3,5 тысячи. В профиле почти полное отсутствие селфи, но очень много фотографий, которые Екатерина делает сама: в путешествиях, родном городе, а иногда даже на работе. Екатерина рассказывает о личных открытиях — музеях, архитектурных объектах, памятниках и выставках. Нередко в её ленте можно увидеть знакомые виды Петербурга, автор блога часто бывает в Северной Венеции. В шапке профиля музейного сотрудника капслоком честно написано: «НИЧЕГО НЕ РЕКЛАМИРУЮ».
Ксения Максимова
Текст, дизайн, вёрстка